Елена Сычева
Здоровьесберегающие технологии работы с детьми на фольклорном материале на примере НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и духовное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОО. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет давнюю историю. Музыка воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. П. Н. Анохин, изучая влияние мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии работы с детьми на фольклорном материале на примере НОД» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду»
Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений.
«Ладушки, ладушки, где были - у бабушки», «Сорока-сорока, где была? - Далёко» - это наилучший способ координации движения, детской гимнастики (древнейшая аэробика, как скороговорки - развития речи, устранения её природных недостатков (древнейшая логопедия, где все основано на ритме, на поэтическом слове.
Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.
На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной деятельности дошкольников необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Обычные виды музыкальной деятельности, которые развивают творческие способности и музыкальность детей, можно разнообразить с пользой для здоровья. На своих занятиях я использую следующие виды деятельности, направленные на здоровьесбережение : валеологические песни-распевки, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, речевые игры, музыкотерапия. В качестве музыкального репертуара очень подходит детский фольклорный материал. Звучность, ритмичность, напевность, русского фольклора привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, имитировать движения.
Для валеологических распевок использую несложные потешки, заклички, положенные на звуки мажорного трезвучия. Это способствует поднятию настроения, позитивному отношению к окружающему миру.
При разучивании песен часто приходиться наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Известно, что артикуляционная гимнастика способствует тренировки мышц речевого аппарата. Поэтому мной совместно с логопедом были составлены комплексы артикуляционной гимнастики на материале детского фольклора. Мы использовали тексты потешек, скороговорок, коротких сказок, так как они имеют четкую ритмическую основу, яркие поэтические образы, понятные детям.
Например :
Раным-рано поутру (растянуть губы в улыбке)
Пастушок: "Туру-Руру!" (вытянуть губы в трубочку, удерживать)
А коровки в лад ему
Затянули: "Му-му-му!" (вытянуть губы в трубочку три раза)
Ты, Буренушка, ступай, (водить языком вправо-влево)
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком, (высовывать и прятать язык)
Нас напоишь молочком. (улыбнуться, открыть рот, облизать языком
губы)
Также в занятие можно включать речевые игры. Это способствует не только развитию речи, но и музыкальному воспитанию детей. Музыкальный слух развивается вместе в речевым, а средства музыкальной выразительности – ритм, темп, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Речевые упражнения наряду с музицированием решают не только задачи связанные с развитием музыкальных и творческих способностей детей, но помогают улучшить дикцию детей, способствуют развитию речи, укрепляют речевой аппарат, развивают координацию движений.
При выборе текстов к речевым играм я опять обращаюсь к образцам детского народного творчества. Это песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные, так как это форма фольклора наиболее понятна и доступна детям, соответствует их возрасту и легко запоминается.
Например :
Солнышко, солнышко, Ритмические хлопки.
Выгляни в окошко.
Твои детки плачут, Притопы.
По камушкам скачут. Легкие прыжки с хлопками.
На своих занятиях также использую пальчиковые игры, текстовым материалом которых тоже является детский фольклор. Не секрет, что пальчиковые игры развивают речь детей, мелкую моторику, координацию. Также пальчиковые игры в игровой форме позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействовать на все внутренние органы. Тексты для таких игр должны быть простыми по форме и содержанию. Этим требованиям отвечают потешки, считалки, русские народные песенки, небольшие сказки.
Например :
Солнышко встало, утро настало. Сжимают и разжимают пальцы рук.
Давай, сынок, буди друзей! Хлопки в ладоши.
Вставай, Большак! Загибают большие пальцы.
Вставай, Указка! Загибают указательные пальцы.
Вставай, Середка! Загибают средние пальцы.
Вставай, Сиротка! Загибают безымянные пальцы.
И Крошка-Митрошка! Загибают мизинец.
Привет, Ладошка! Сжимают и разжимают пальцы рук.
Не обойтись на занятии без русских народных игр. Они приближают ребёнка к прекрасному, порождают в сознании любовь к доброте. В играх заложен глубокий нравственный подтекст.
Так как игра является основным видом деятельности ребёнка, то именно через игру он познаёт окружающий мир. В играх ребёнок учится быть добрым, трудолюбивым, любить природу, родной край. Через игру у детей развиваются умственные способности и воображение, воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Игра также влияет и на физическое воспитания. Дети развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, получая постоянно физическую нагрузку, дети тренируют свой организм.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они дают нам представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Многие игры имитируют занятия взрослых – охоту на зверей, сельскохозяйственные работы и т. д. Практически каждая игра начинается с выбора водящего, для этого используются считалки, которые имеют свою древнюю традицию. Также в играх используются поговорки, пословицы, попевки и т. д.
Применение русских народных игр способствует духовному и физическому развитию ребёнка.
«Веночек» русская народная игра.
Поют: В саду девочки гуляли, красавицы цветы рвали,
Цветы рвали, сорывали, венки вили, совивали,
На головушку сажали, себя сами украшали.
Украшали, упряжали, в хороводе постояли.
Во время пения девочки передают веночек, с окончанием песни, веночек одевается на голову.
Вед. Веночек, веночек, спрячься в теремочек.
Девочка снимает венок с головы и говорит:
- Вот он, вот он, твой веночек, догони меня, дружочек.
Оббегает круг и встаёт на своё место. Если её догоняет водящий. Она отдаёт венок.
«Ручеек» русская народная игра.
Дети строятся в две колонны, руки кладут друг другу на плечи. Рядом кладут две длинные ленты «ручейки».
- Разлился ручеек, золотой рожок. Ух!
Дети всей командой должны перепрыгнуть через ленту. Кто наступил, выходит из игры «с мокрыми ногами».
- Разлился водой, холодной ключевой. Ух!
- Разлился водой, прохладной снеговой. Ух!
- По пням, по болотам, по лесным колодам. Ух!
Проведение занятий с использованием этих здоровьесберегающих технологий поможет обеспечить бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей. Небольшие по объему и длительности оздоровительные игры и упражнения, основанные на детском фольклорном материале, приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.