Татьяна Агапова
Здоровьесберегающие технологии. Гимнастика после сна
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика после сна, как один из методов здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано с ухудшением здоровья всего населения России.
Гимнастика после сна, её организация и проведение.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии, Гимнастика после сна» размещена в разделах
- Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, мы включаем музыку. Мы заметили, что музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает соблюдать ритм, облегчает и выполнение упражнений. Дети слушают музыку и согласовывают движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаются
они намного быстрее.
Мы всегда помним об улыбке. Первое, что должны видеть наши воспитанники после сна, - улыбающееся лицо педагога, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, слова в уменьшительно-ласкательной форме. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Мы следим за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу же, как губка. Все переживания педагога отразятся на настроении детей. Бодрящую гимнастику мы проводим в течение семи – пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.
Обязательное условие при проведении гимнастики – учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Гимнастика состоит из нескольких частей:
• гимнастика в кроватках;
• корригирующие упражнения;
• Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног, (специалисты советуют, но мы не проводим).
Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает задачи :
I часть – гимнастика в кроватках - гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Начинаем проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.
II часть – корригирующие упражнения – направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др., оказание закаливающего воздействия на организм. Эту часть гимнастики проводим в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, изготовленных родителями детей.
III часть – заключительная – повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. Она проводится на основе гимнастики игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Гимнастики игрового характера имеют сюжет, в них присутствуют знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания движениям птиц, животных, растений и дети создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.). Принимая определенный игровой образ, дети лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.
Дети среднего, старшего дошкольного возраста очень любят комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально – ритмических упражнений. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют мышцы, улучшают дыхание.
Мы используем также комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики. Сущность точечного массажа сводиться к механическому раздражению биологически активных точек на теле повышающих иммунитет.
Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме создает положительный эмоциональный фон, вызывает повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решаем несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводим в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.
В течение года используем разные варианты бодрящей гимнастики. Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастик, разработанных с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет нам подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики плоскостопия, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.
Выстроенная таким образом система проведения бодрящей гимнастики, помогает детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом.