Сысоева Нина Ивановна
Гимнастика после дневного сна
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика после дневного сна
Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: готовит холодную комнату, температура в ней снижается с помощью проветривания.
Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные
Публикация «Гимнастика после дневного сна» размещена в разделах
присоединяются по мере пробуждения.
Гимнастика после сна состоит из нескольких частей.
1-я часть – комплекс упражнений для разминки в постели, с включением упражнений на дыхание, корригирующих упражнений (в положении лежа, сидя, самомассаж. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной
музыки, вызывающей приятные, положительные эмоции. Затем дети, лежа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений
общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лежа на спине, на боку, на животе, сидя.
После выполнения упражнений лежа в постели, дети встают и выполняют в
разном темпе несколько движений. После проведения дыхательных
упражнений проводится самомассаж (ребнок похлопывает предплечья рук,
затем плечи, поколачивает грудь, бедра, икры, разбившись на пары, дети
выполняют друг другу поколачивающий массаж спины). Разминка в постели и самомассаж. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.
2-я часть – Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в
полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с
пятки на носок) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия, ходьба по рефлексогенной дорожке (профилактика плоскостопия, 5-6 упражнений общеразвивающего игрового характера, имитационные упражнения. Дети подражают движениям птиц, животных, создают различные образы («котята», «медвежата», «колобки» и т. д.). При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей.
Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.
3-я часть – произвольная ритмическая гимнастика и самостоятельные
игры малой подвижности (на внимание, осанку, дыхание, где дети под
музыку выполняют музыкально-ритмические, танцевальные и другие
движения. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.
Для детей, просыпающихся позднее других, воспитатель проводит
гимнастику отдельно, или они занимаются самостоятельно.
После дневной гимнастики, согласно рекомендациям врача, проводятся закаливающие водные процедуры: умывание, обширное умывание, сухое растирание махровой варежкой и др., что служит не только способом оздоровления детей, но и приучает их к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур.
Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна составляет 12-15 минут.
В результате представленного подхода к такому режимному моменту, как
подъем после дневного сна мы видим :
– пробуждение проходит безболезненно для ребенка;
– он легко включается в игровые упражнения;
– получает положительный эмоциональный настрой;
– легко переходит к игровой деятельности.
Бодрящая гимнастика после сна
с детьми старшей группы.
Цель: Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости, стремление общаться со сверстниками и взрослыми.
2. Формирование традиций группы — пробуждение детей под музыку.
3. Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия; развитие физических навыков.
4. Развитие коммуникативно-речевого общения через игровую деятельность и чтение стихотворений.
5. Социализация детей через рассматривание и называние элементов одежды, прически друг друга.
Ход режимного момента.
Включается тихая музыка, под которую постепенно просыпаются дети, проводится гимнастика :
1 часть. Дети лежат в кроватях, пробуждение под спокойную музыку.
Добрый день! Скорей проснитесь! И друг другу улыбнитесь, Начинаем мы зарядку, после сна прогоним лень, Настроенье улучшаем и здоровье укрепляем!
Выполняется массаж лица в игровой форме:
Теперь потрем мы носики Носики - курносики, Разгладим свои лобики, Похлопаем по щечкам, Только понежнее. А вот по подбородочку Можно по сильнее.
А сейчас с боку на бок повернулись, Еще раз сладко потянулись.
Гимнастика в постели : 1.«Потягушки» - И. П. : лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки, и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу» (3-4 раза). 2. «Часики» - И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо - прямо - влево; вверх – прямо - вниз (4 раза). 3. «Обнимашки» И. П. : лежа на спине, руки в стороны, на раз обхватываем крепко себя, на два руки в стороны (4 раза). 4. «Змейка» - И. П. : лежа на спине руки вдоль туловища, ноги вытянуть, на раз тянем носочки на себя, на два тянем носочки от себя (4 раза). 5. «Велосипед» - И. П. : Лежа на спине руки поднять согнутые в локтях, ноги поднимаем имитируем крутим педали, в медленном и в быстром темпе (4 раза). 6. «Жучок» - И. П. : Лежа на спине руки вверх и ноги под слова «жук упал и встать не может, ждет он кто ему поможет» трясем одновременно руками и ногами, отдыхаем и повторить еще раз. 7. «Поймай себя»
2 часть. (Ходьба по специальным дорожкам, профилактика плоскостопия). Дети переходят на массажные дорожки.
Массажную дорожку составляют из пособий и предметов,
способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики,
кольца с шипами и др.)
Раз, два, три, четыре, пять - с кровати нам пора вставать. Теперь бежим к дорожке, разминаем ножки. Мы по коврикам идем друг за другом босиком. Этот коврик очень важный Он лечебный, он массажный. Этот коврик необычный, Пуговичный, симпатичный. Есть следочки для ходьбы, Есть ребристая доска, Будем здоровыми мы всегда!
Массаж спины "Дождик".
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! (Дети встают друг за другом "паровозиком" и похлопывают друг другу
ладошками по спинкам.) По веселой звонкой крыше - Бом! Бом! Бом!
(Постукивают пальчиками.)
- Дома, дети, посидите - Бом! Бом! Бом!
(Легко постукивают кулачками.)
Никуда не выходите - Бом! Бом! Бом!
(Растирают ребрами ладоней - "пилят".)
Посчитайте, поиграйте - Бом! Бом! Бом!
(Кладут ладони на плечи ребенка, стоящего впереди, и разминают пальцами
его плечи.)
А уйду - тогда гуляйте:
Бом: Бом: Бом:
(Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)
3 часть.
Далее выполняется ритмическая гимнастика (на внимание, осанку, дыхание, где дети под музыку выполняют музыкально-ритмические, танцевальные и другие движения.
А теперь вставай в кружок, Поиграй со мной дружок. За руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Вперед четыре шага, Назад четыре шага, Кружиться, кружиться, Наш хоровод, Ручками похлопаем, Ножками потопаем, Плечиками подвигаем, А потом попрыгаем. Повторить (2 -3 раза, Самомассаж лица и шеи.
Упражнение на расслабление мышц живота. (Положить ладони на область диафрагмы.)
Шарик надуваем,
(Вдох, живот надуть.)
Руками проверяем.
Шарик наш сдувается,
Мышцы расслабляются,
(Выдох, живот втянуть.)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Разотрем ладошки,
Согреем их немножко,
(Потереть ладони одну о другую.) Дети идут одеваться.
Перечень расслабляющих мелодии: сборник "Вдохновение" из серии "Оттенки настроения";
"Симфония чувств", специально подобранные нежные мелодии из серии "Музыка для души"; музыкальные композиции Джеймса Ласта