Лучший педагог года

Консультация по здоровьесберегающим технологиям «Цветотерапия»

Попова Елена Ивановна
Консультация по здоровьесберегающим технологиям «Цветотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые. Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности. Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что цвет по своему воздействию на организм человека имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Что такое цветотерапия? Это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

Публикация «Консультация по здоровьесберегающим технологиям „Цветотерапия“» размещена в разделах

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает. Это ничем не примечательное лечение цветом.

Вы спросите, как так цветом?

А очень просто. Давайте начнем сначала с истории.

В древние времена, в Индии, Египте и Китае считалось, что цвет восстанавливает душевное равновесие. В храмах создавались специальные залы и комнаты, которые преломляли солнечные лучи в какой –либо цвет.

Сразу вспоминается детство, когда смотрели через цветное стеклышко на небо или солнце.

В Египте же наполняли сосуд с разноцветными камушками и заполняли соком, давали выпить больному для «исцеления» болезни.

В Риме применяли красные тряпочки, что бы остановить кровотечение.

Именно в древности была придумана «позабытая» методика лечения с помощью цвета и света. Первым положительное и отрицательное влияние цвета на психику человека обнаружил Гете, заложив, таким образом, основы современной цветотерапии. Он отмечал: «Цвета действуют на душу : они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость». В. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше, чем некоторые микстуры».

Сейчас сложилась целая научная теория влияния цветов на психофизиологическое состояние человека. В психодиагностике существуют «цветные методы», позволяющие составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние и т. п. «Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты», - примерно так говорил выдающийся швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая известный цветной личностный тест.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает и какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

А теперь давайте перенесемся в детство и проговорим детскую считалочку:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Та самая радуга, ведь каждый цвет отвечает за настроение.

Маленькие дети тянутся к ярким цветам, краскам. Яркий красный мячик, желтая уточка в ванне и т. д.

Взрослые тоже выбирают цвет по настроению - одежда, дом, цвет обоев и т. д.

Но всё это подсознательно. И есть целая наука в психологии, исследует детские рисунки по цвету, отмечая внутреннее состояние ребенка.

Суть цветотерапии - снять стресс, нервное возбуждение, поднять жизненный тонус организма. Каждый цвет отвечает за психоэмоциональное состояние.

Цвет воздействует конечно же через зрение, один из самых чувствительных органов нашего организма.

Теперь, давайте рассмотрим значения каждого цвета по отдельности :

• Красный – относится к «горячим» оттенкам.

Цвет уверенности, силы, активности.

Отрицательная сторона цвета- возбуждает нервную систему, возможны вспышки агрессии.

• Оранжевый – цвет оптимизма, радости, цвет «апельсина», солнечного тепла.

Лучший антидепрессант при нервных срывах, пессимизма, страхов и неврозов.

«Оранжевое море»….

• Желтый – символ цвета, конечно же солнце.

Этот цвет наполняет человека энергией, как и всю нашу планету.

Желтый цвет вызывает у человека приятные эмоции, воспоминания, побуждает к действию.

Доказано учеными, что желтый активирует мозговую деятельность, способствует улучшению памяти, концентрации. Повышает аппетит.

• Зеленый – цвет покоя, уравновешенности. Цвет весны и возрождения.

Создает ощущение покоя.

Помогает снять головную боль, нормализовать глазное и кровяное давление. Улучшает остроту зрения.

• Голубой - цвет спокойствия, ясности, положительно влияет на эмоциональное состояние.

Цвет гармонии, ясности разума, связан с аристократией «голубых кровей».

Приводит в порядок мысли, помогает справится с гневом, развить навыки самоконтроля.

• Синий – серьезный цвет, прохлада, доверие, безопасность, мышление.

Снижает проявление эмоциональности.

• Фиолетовый- «царственный» цвет, ранимый, чувствительный.

Означает интеллект, смирение.

Ассоциируется с пассивностью. «Мне всё фиолетово».

Обладает способностью немного снимать стресс. Стабилизирует психоэмоциональное состояние.

• Белый – «идеальный». Является синтезом всех цветов, спектром. Многозначен. Как таковой, в цветотерапии не используется.

• Черный - «мрачный». В психологии цвет неоднозначен.

Так же как и белый, лишен цветового тона. В цветотерапии не используется.

Цветотерапия не имеет противопоказаний, но следует учитывать психоэмоциональное состояние ребенка либо, дабы не навредить психике.

Цветотерапия положительно воздействует на эмоциональное состояние, в дальнейшем, душевное благополучие.

Применение в дошкольном учреждении.

Если организовывать с дошкольниками цветотерапию, необходимо учитывать, что цвет –важный элемент любого помещения. Правильное сочетание оттенков в окружении ребенка ключ к комфортному пребыванию в ДОУ.

Цвет воздействует на эмоциональный настрой ребенка, на подсознание.

Поэтому, необходимо учитывать, что яркие световые пятнышки радуют глаз не только детей, но и взрослых. Дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения, поэтому в группе стараемся создать максимально комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следуем пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдаются теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещение проходит еще и с помощью цвета. В спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно-розовый цвет, в групповой комнате – бежевые цвета на фоне светло-зеленых стен и нежные зелено-бежевый цвет штор на окнах создает атмосферу уюта и тепла, в раздевалке, где требуется активность детей – яркие шкафчики и цветные панно. Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

При выборе интерьера, нежелательно выбирать однотонную мебель, ярко-красную или синию. Необходимо это учитывать.

Дети по своей природе восприимчивы к спектру нашей планеты.

Поэтому цвет для наших детей – яркий лучик при разных проблемах и случаях. Не даром, если ребенок плачет, особенно маленький, дав ему яркую погремушку, он успокоится.

Дошкольники особенно восприимчивы к цвету.

Пребывают в хорошем расположении духа, отдадут предпочтение «ярким» цветам, особенно в рисовании.

Холодные, наоборот дают понять, что душевное состояние ребенка не самое лучшее. Вызывают негативные эмоции, неприятное ощущение.

Конечно же, знакомить с цветом необходимо со 2-ой младшей группы.

Где можно применять цветотерапию :

• Рисование (ладошками)

• Лепка (соленое разноцветное тесто)

• Аппликация

Разноцветная соль в баночках, бутылочках

Предлагаем Вашему вниманию несколько игр, направленных на

развитие цветовосприятия и цветоощущения.

«КОВРИК НАСТРОЕНИЙ»

Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся в кружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет квадратика. В течении дня он может самостоятельно перевесить другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Наша задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад. «ПОКРЫВАЛА ФЕИ»

Понадобятся цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, мы предлагаем ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации! «ЗАЖГИ РАДУГУ»

Детям предлагается «зажечь радугу», т. е. выложить дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываем психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей. «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, можно предложить детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; разбушевавшемуся - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

Вертушка «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» - ребята дуют на вертушку или бегают с ней. По сигналу «стоп» останавливаются. Дети называют цвет, на который показывает стрелочка и описывают свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т. д. Игра хорошо развивает фантазию и воображение. Как вариант, дети рассказывают о своем настроении, соответствующему цвету, или особытии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации. Заключение.

Цветотерапия в ДОУ является незаменимым методом, помогающим выявить не только психоэмоциональное состояние ребенка, но и принять определенные меры по психологической помощи и коррекции.

Преимуществом метода, является благоприятная гармоничная атмосфера, созданная цветотерапией.

Это вызывает эмоциональный отклик у детей и интерес в виде интересной игры.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по здоровьесберегающим технологиям «Как муравьишка ищет секретики здоровья» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17» Конспект НОД Здоровье сберегающие.

Методическая разработка по здоровьесберегающим технологиям в группе раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 297 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Цветотерапия — эффективное средство сохранения здоровья Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше.

Долгосрочный проект по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ «Школа здоровья для маленьких крымчан»Долгосрочный проект по здоровьесберегающим технологиям в ДОУ «Школа здоровья для маленьких крымчан» Обоснование необходимости создания проекта: Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой.

Художественно-эстетическое развитие «Цветотерапия» в старшей группе .

Конспект интегрированного развивающего занятия по здоровьесберегающим технологиям для детей второй младшей группы Тема: «Как быть здоровым» Цель: способствовать формированию элементарных знаний и навыков здорового образа жизни. Задачи: Обучение элементарным.

Конспект занятия по здоровьесберегающим технологиям «Дорожка здоровья»Конспект занятия по здоровьесберегающим технологиям «Дорожка здоровья» Конспект занятия НОД по здоровьесберегающим технологиям. «Дорожка здоровья" Воспитатель: Перепилицина Н. Н. Цель: Формировать у детей представление.

Перспективное планирование кружковой работы по здоровьесберегающим технологиям В средней – старшей разновозрастной группе. На 2016-2017 у. г. Сентябрь 1 В гостях у матрешки Цель: Учить действовать в соответствии со.

Перспективный план работы по здоровьесберегающим технологиям в разновозрастной группе .

Занятие в подготовительной группе по здоровьесберегающим технологиям Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом. М. р. – Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришла Фея Здоровья. (Слайд 1) Фея Здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация по здоровьесберегающим технологиям «Цветотерапия»
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 02:23
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация по здоровьесберегающим технологиям «Цветотерапия»» (включая файлы) размещена пользователем Попова Елена Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД