Ксения Медникова
Здоровьесберегающие технологии с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека и наиболее актуальная проблема развития современного общества. Не секрет, что имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
Работа с детьми с ОВЗ предполагает проведение комплексной оздоровительно-коррекционной работы, в связи с чем возникает необходимость использования помимо традиционных методов и приемов- новые, современные и эффективные формы и методы обучения. Такими являются здоровьесберегающие технологии.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Практика показывает, что в настоящее время все больший процент детей дошкольного возраста относится к категории детей с ОВЗ, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и нарушениями речевого развития, что, в свою очередь, препятствует нормальному усвоению такими детьми образовательной программы. В связи с этим вопрос о внедрении в практику работы учителя- логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным, поскольку хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Существует разнообразное множество современных здоровьесберегающих технологий. В работе с детьми ОВЗ мы применяем :
Артикуляционная гимнастика - выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба. Особенно это актуально при работе с детьми, у которых речевое нарушение сопровождается дизартрическим компонентом.
Для того, чтобы сделать занятия интересными для ребенка были собраны наглядные комплексы упражнений в альбомах, фотографии для демонстрации упражнений, изготовлена наглядная модель языка, подобрана серия «Сказок о Веселом язычке».
Так же для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляю движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
“Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика. Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Важна роль дыхания как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения. Поэтому регулярные дыхательные упражнения на логопедических занятиях используются не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи.
Использование пальчиковой гимнастики, как в индивидуальной работе, так и при проведении непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми. Пальчиковые игры не требуют специальной подготовки и больших затрат времени, проходят в игровой форме, часто сопровождаются короткими простыми и доступными детям стихотворными формами. Это делает их наиболее доступными и часто применяемыми на практике.
Песочная терапия – это один из самых любимых видов занятий у детей. Игры с песком всегда создают положительный настрой, помогают снять психоэмоциональное напряжение. Особенно заметен этот эффект при работе с заикающимися детьми. Но на этом положительные свойства песочной терапии не заканчиваются. Игры с песком способствуют развитию и укреплению мелкой мускулатуры рук, тактильной чувствительности и развитию межполушарного взаимодействия.
Нейрофизиологи говорят: «Руки и уши – вышедший наружу мозг», потому что в этих частях тела находятся нервные окончания, биологически активные точки, посылающие импульсы к разным частям тела и органам.
Массаж и самомассаж в логопедической работе использую для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления.
Логоритмические упражнения учат детей чувствовать чувство ритма, сочетать движения под музыку с произнесением текста, развивают координацию и общую моторику, память, слух. Сочетание движения и речи помогают выработке правильного диафрагмального дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха.
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости. С этой целью включаю в свои занятия с детьми физкультурные минутки. В зависимости от возраста и от темы занятия их может быть 1-2 по 2-3 минуты. Использую физкультурные минутки как с речевым сопровождением, так и без него.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно учитываю особенности детей с ОВЗ:
* речевой статус детей;
* недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
* специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Все эти выше перечисленные особенности детей привносят свою специфику и диктуют особенности выбора сказки: использую простые, хорошо знакомые детям сказки с интересным для них сюжетом с целю вызвать эмоциональный отклик у детей. Часто использую элемент сюжета, а не сказку целиком, это дает простор фантазии, развивает творческий потенциал ребенка, способствует развитию речевой активности.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в логопедической работе позволяет значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей, ведь качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.