Елена Акиньшина
Здоровьесберегающие технологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста».
Почему я выбрала именно это направление?
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Темочки:
Эта проблема волновала выдающиеся умы не одно столетие. Еще в 18 веке французский писатель Ж. Руссо, говорил: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым :пусть работает,
действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении…
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. В настоящее время в детские сады приходит большое количество детей, с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими и хроническими заболеваниями.
Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей : дети часто и тяжело болеют. В связи с этим появляется необходимость профилактических мероприятий по охране и укреплению здоровья детей.
Комплекс таких мероприятий получил название «здоровьесберегающие технологии».
Ранний возраст — это в буквальном смысле — начало. Ребенок только входит в мир отношений, он не опытен и очень доверчив. Наша задача — помочь ему сохранить эту доверчивость, полюбить тех, кто неустанно заботится о нем, создать бодрое, жизнерадостное настроение — все это необходимо для всестороннего и гармоничного развития в последующие годы.
Цель моей работы: заложить основы здорового образа жизни используя различные формы работы.
Поставив цель, я определила следующие задачи:
• Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми раннего возраста;
• Организовать предметно - развивающую среду для проведения занятий с детьми;
• Создать положительный эмоциональный настрой и снятие психоэмоционального напряжения у малышей;
• Сформировать необходимые знания для здорового образа жизни;
• Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
• Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок материалы для родителей.
Свою работу строю в тесном взаимодействии с воспитателями, узкими специалистами нашего детского сада и родителями.
Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике различные методы, приемы и технологии.
Рассмотрим подробнее, что это за технологии и как я их применяю.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
• Закаливающие мероприятия – например «Кран откройся, нос умойся», «Водичка, водичка…», организую ходьбу босиком ребристой доске после дневного сна, обязательное проветривание групповой комнаты и спальни.
• Динамические паузы – применяю комплексы мини упражнений «Зоркие глазки», «Где же наши ручки», «Рыбки плавают в пруду», «Пальчики гуляют».
• Подвижные и спортивные игры - подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения, например на прогулке «Воробышки и автомобиль», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто быстрее», в группе «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «Вышла курочка гулять».
• Пальчиковая гимнастика - темы упражнений самые разнообразные: «Веселая мышка», «Паучки», «Домик на елке», «Крокодилы»
• Гимнастика для глаз – стараюсь проводить в стихах, например:
Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
• Дыхательная гимнастика – очень детям нравится упражнения «Насос», «Волшебные бутылочки», «Каша кипит», «Чей шарик быстрее».
• Гимнастика пробуждения – стараюсь включать спокойную музыку и сначала делаю упражнения на кроватках «Мы проснулись», «Котята», «Веселая зарядка».
- Использованием массажного Шарика су-джок малыши с удовольствием повторяют движения, стараюсь проводить упражнения в стихах:
Я мячом круги катаю взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку, а потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.
Детям моей группы очень нравятся массажи с использованием нетрадиционного материала: шарики су-джок, кисточки, пёрышки, шишки. Также игровой массаж способствует установлению эмоционального контакта, сплочению детского коллектива, если проводить его в парах или по кругу.
- Арт-терапия - С помощью художественного творчества помогаю ребенку погасить отрицательные эмоции, отвлечь и успокоить ребенка. В течение дня включаю в работу «Рисование пальчиками», «Рисование ладошками», «Рисование на большом листе бумаги».
Для эмоционального развития детей использую
- Технологию воздействия цветом. Цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Сколько удивления и восторга вызывают у ребят эксперименты с красками, нетрадиционные способы рисования по мятой бумаге. В своей работе использьзую такие игры с цветом, как, «Цветная водичка», игры с атласными лентами, игры с султанчиками, игра «Карусель».
К технологии обучения здоровому образу жизни относятся:
• Утренняя гимнастика – в нашей группе разработан на каждую неделю комплекс упражнений «Курочка Ряба», «Погремушки», «Веселые Петрушки», «Самолетики»
• Физкультурные занятия - стараюсь проводить интегрированные занятия с элементами изобразительной деятельности, конструирования, с музыкальным сопровождением. Использую нетрадиционное оборудование, такое как «Сенсорные мешочки», «Волшебные прищепки».
К коррекционным технологиям относятся :
• Артикуляционная гимнастика – изготовила разрезную картотеку упражнений для губ, щек, языка.
• Музыкотерапия — помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой ребенка. И я широко использую ее в течении дня, в зависимости от вида деятельности.
• Сказкотерапию - Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в детский сад, нередко бывает сопряжено с тяжелыми эмоциональными переживаниями. И именно сказка облегчает ребенку вхождение в детский сад, а так же положительно влияет на его здоровье. Каждый день я сталкиваюсь с большими и маленькими проблемами. Надо умываться, а дети не любят, надо кушать, а они не хотят, надо одеваться, убирать игрушки, а они не желают. Как же с ними справиться? И вот тут на помощь приходят стихи, сказки, песенки, потешки, одним словом – элементы сказкотерапии.
Здоровьесберегающая деятельность охватывает все сферы деятельности, в том числе и взаимодействие с родителями.
С родителями в теченииагода проведем консультации и беседы: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Значение режима дня в жизни дошкольника» и др.
Используем папки – передвижки («Растим здорового малыша», «Подвижные игры для детей раннего возраста», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Как одевать ребенка в зимнее время», «Не ленись, на зарядку становись», «Как обучать малыша культурно – гигиеническим навыкам»).
Рекомендую родителям занимательно-игровые формы работы с интересными сказочными сюжетами, привлекающими внимание детей. Это комплексы:
• психогимнастик «Веселые пчелки», «Путешествия котят», «Дождевые червячки» и др., цель которых дать возможность ребенку испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога, тренируя их в направлении и задержании внимания на своих ощущениях.
Каждый родитель для профилактических был изготовит коврик - дорожку с пуговицами. Дети с удовольствием будут ходить по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
Результаты моей работы:(диаграмма)
Показатели нашей работы говорят о положительной динамике. Прослеживается достаточно хорошая результативность по усвоению программного материала в области физического воспитания детей. Сравнительный анализ данных диагностики показал положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования внедряемой системы и современных программ, технологий в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ. Наши воспитанники гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они учатся действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Учатся выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.
Закончить свое выступление хочу словами Сухомлинского В. А. : «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».