Лидия Николаева
Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время их общее название «здоровьесберегающие технологии».
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в системе оздоровительной работы в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
• приобщение детей к физической культуре;
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Формы организации здоровьесберегающей работы :
- непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре;
- самостоятельная деятельность детей;
- подвижные игры;
- утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
- двигательно-оздоровительные физкультминутки;
- физические упражнения после дневного сна;
- физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
- физкультурные прогулки (в парк, на стадион);
- физкультурные досуги и развлечения;
- спортивные праздники.
-Ребята, подойдите ко мне поближе. У вас всех есть мама, а вы любите свою мамочку? А какая она у вас? (красивая, самая любимая, милая, ласковая, замечательная, драгоценная)
–Правда, у вас самые лучшие мамы на свете! А когда вас мамы приводят в детский сад, вы остаетесь со мной. Представьте, что я ваша вторая мама. Мы проводим время в д. с. весь день.
- Чем бы вы хотели сегодня заняться? Что мы будем делать? (рисовать, играть)
- Хорошо, давайте поиграем. Я вас приглашаю поехать в зоопарк. Вы согласны? А на чем мы туда доберемся? (на машине, такси, автобусе, паровозе)
«Паровоз» массаж спины:
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.
Стоять на месте не хочу. Похлопывание ладонями по спине
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.
Стоять на месте не хочу. Похлопывание кулачками оп спине
Колёсами стучу, стучу,
Колёсами стучу, стучу. Постукивание пальцами
Садись скорее, прокачу!
Чу, чу, чу! Поглаживание ладонями
Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж
-Вот мы и приехали. Здесь много интересных животных.
Артикуляционная гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
(Воспитатель показывает карточки, а дети выполняют упражнения, соответствующие картинке: «Бегемот», «Лягушка», «Слон», «Змейка»).
1. Открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета 5, потом закрыть рот Повторить3-4 раза.
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
2. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении до счета 5, затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Подражаем мы лягушкам.
3. Вытянуть вперед губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну,
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
4. Улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
(индивидуальная работа : один ребенок показывает как нужно сделать упражнение, все повторяют.)
- Ребята, а смотрите какие здесь обезьянки. Они хотят с нами поиграть.
Для профилактики утомления детей в детском саду проводятся динамические паузы (физкультминутки). Физкультминутка «Мартышки» включает в себя артикуляционную гимнастику, способствует профилактике плоскостопия.
Мы весёлые мартышки, Дружно прыгнем к потолку,
Мы играем громко слишком, Оттопырим ушки,
Мы в ладоши хлопаем, Ногу поднесём ко рту,
Мы ногами топаем, Хвостик на макушку.
Надуваем щёчки, Шире рот откроем,
Скачем на носочках Гримасы все состроим.
И друг другу даже Как скажу я: «Раз, два, три»
Языки покажем. Все с гримасами замри.
( дети изображают разных обезьян: мартышек, горилл, орангутанга)
-Давайте немного отдохнем.
«Спящий котенок» релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.
Представьте себе, что я мама- кошка, а вы веселые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, пьют молочко, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза).
Массаж лица: - А теперь котятки умываются: разгладили над глазками шерстку; расчесали усики; помыли носик.
-А давайте для этих замечательных животных зоопарка сыграем в игру.
Ритмопластика «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде…»-развитие координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.
-Ой, смотрите, кто это летит? Ж-ж-ж… (муха). Она увидела, как нам весело и тоже захотела поиграть с нами. Поиграем? …Посмотрите, какие у мухи большие глаза, она ими вертит и все видит, что находится впереди, сзади, справа, слева… Муха прилетела не одна, с ней ее детки (дети берут по мухе).
Гимнастика для глаз «Муха» :
Муха захотела в гости, муха села к нам на носик (садят муху на нос,
Посидела, помечтала и обратно улетала (водят к носу и перед собой, произносят зззз,
Влево-вправо, влево-вправо (водят влево-вправо,
Вверх-вниз, вверх-вниз (водят вверх и вниз,
Закружилась (круговые движения, и упала.
Повторить 2 раза.
-А теперь пора нам всем возвращаться в детский сад, там нас ждут игрушки, книжки…
«Паровоз»-массаж спины.
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.
Стоять на месте не хочу. Похлопывание ладонями по спине
Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.
Стоять на месте не хочу. Похлопывание кулачками оп спине
Колёсами стучу, стучу,
Колёсами стучу, стучу. Постукивание пальцами
Садись скорее, прокачу!
Чу, чу, чу! Поглаживание ладонями
Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж
(Возвращение в детский сад).
-Дети вам понравилась наша прогулка? … А что вам понравилось? Что вы узнали нового?.
Ребенок читает стихотворение Агния Барто «Игра в стадо» (по желанию).
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.