Наталья Ким
Здоровьесберегающие спецтехнологии в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие спецтехнологии в логопедической работе.
В нынешней медицине представление «здоровье» принято определять как базовую ценность и нужное условие полновесного психического, физического и общественного становления ребенка. Не сделав основа здоровья в дошкольном детстве, сложно сформировать здоровье в грядущем. От состояния здоровья детей во многом зависит благосостояние социума. В последнее десятилетие во всём мире наметилась склонность к ухудшению здоровья детей. Экологические загвоздки, разные негативные бытовые факторы, неправильное питание, некачественна вода - лишь некоторые моменты, враждебно воздействующие на здоровье дошкольников.
Публикация «Здоровьесберегающие спецтехнологии в логопедической работе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Логопедическая практика показывает, что годично возрастает число детей со трудными речевыми нарушениями, такими как: дизартрия, сенсорная и моторная алалия, заикание.
В этой связи крайне востребованным становится вопрос о внедрении в утилитарную работу педагога-логопеда здоровьесберегающих образовательных спецтехнологий, которые будут содействовать добротному обучению, становлению и воспитанию детей.
Применение здоровьесберегающих спецтехнологий в деятельности логопеда становятся многообещающим средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Эти способы работы принадлежат к числу результативных средств коррекции, все почаще применяемых в особой педагогике и помогающих достижению итогов в преодолении не только речевых сложностей, но и всеобщего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие спецтехнологии, не требуя специальных усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и содействуют оздоровлению каждого организма ребенка.
Только комплексное влияние на ребенка может дать успешную динамику речевого становления. Общность способов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление недостатков речи, но и образование определенных представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым общественным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда повышается общественная и педагогическая важность сохранения здоровья детей. В своей утилитарной деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты :
1. Артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка положительных, полновесных движений органов артикуляционного агрегата нужных для положительного произношения звуков, и объединение примитивных движений в трудные. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых расположений губ, языка, верного произношения всех звуков, так и для всякого звука той либо другой группы. Целеустремленные упражнения помогают подготовить артикуляционный агрегат ребёнка к верному произнесению надобных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из верной артикуляции звука, следственно их отменнее объединять в комплексы. Весь комплекс готовит определённые движения и расположения губ, языка, вырабатывает положительную воздушную струю, то есть всё то, что нужно для верного образования звука.
2. Дыхательная гимнастика.
Главная часть оздоровительного режима - дыхательная гимнастика, содействующая становлению и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально - речевого дыхания (оно считается особенно положительным типом дыхания). Отлично поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Помимо оздоровительного значения, выработка верного дыхания нужна для последующей работы над коррекцией звукопроизношения.
3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.
Целью проведения зрительной гимнастики является: образование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости опеки о своем здоровье, о значимости зрения, как комбинированный части сохранения и укрепления здоровья. Для того, дабы гимнастика для глаз была увлекательной и высокоэффективной, нужно рассматривать особенности становления детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.
Зрительную гимнастику нужно проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики дозволено применять мелкие предметы, разные тренажеры. Гимнастику дозволено проводит по словесным указаниям, с применением речевого материала.
4. Становление всеобщей моторики.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем насыщеннее прогрессирует его речь. У детей с нарушениями речи, зачастую отслеживаются «неполадки» в всеобщей моторике: неудовлетворительная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства темпа и координации. Таким образом, становление всеобщей моторики содействует становлению речи.
Оздоровительные паузы - физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции.
5. Становление мелкой моторики.
Все движения организма и речевая моторика имеют цельные механизм, следственно становление тонкой моторики рук правильно сказывается на становлении речи. Учеными подтверждено, что становление руки находится в узкой связи с становлением речи ребенка и его мыслительной деятельностью. У детей с нарушениями речи отмечается всеобщая моторная недостаточность, а также отставание в становлении тонкой моторики рук, выраженные в разной степени, потому что движения пальцев рук узко связаны с речевой функцией.
На коррекционных занятиях уделяется специальное внимание становлению пальцевой моторики, потому что данный вид деятельности содействует образованию графических навыков, а также умственному и речевому становлению. Рационально сочетать упражнения по становлению мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
6. Упражнения для релаксации.
Релаксация нужна и пригодна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомления, растеряны, перевозбуждены и близки к этому.
Знание расслабиться помогает одним детям снять напряжение, иным - сосредоточить внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем намеренно подобранных игровых приемов.
Навык показывает, что в итоге использования релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся больше уравновешенными и мирными.
7. Психогимнастика
В её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей. Применяются мимические и театральнее способности детей для предельно превращения в образ. Такие занятия рекомендованы детям с неврозоподобным поведением, утомляемостью и нарушениями нрава.
8. Логопедическая ритмика - комплексная методология, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основные компоненты логопедической ритмики - это движение, музыка и речь. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Первое предусматривает становление неречевых процессов: улучшение всеобщей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; становление чувства музыкального темпа и темпа, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы - становление речи детей - логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя становление дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; становление артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание верного звукопроизношения.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-нибудь ритмической основой: под музыку, под счет либо словесное, почаще стихотворное сопровождение.
9. Массаж
Массаж - это способ лечения и профилактики, представляющий собой общность приемов механического воздействия на разные участки поверхности тела человека.
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.
Наша цель как логопедов - максимально развить методологию массажа, направленную на коррекцию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на речевые и неречевые функциональные системы ребёнка.
При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Самомассаж - это массаж, исполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие результат, сходный с массажным.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого агрегата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
10. Релаксация
Релаксация произвольное либо непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным либо частичным мышечным расслаблением. Появляется в итоге снятия напряжения, позже крепких переживаний либо физических усилий.
Комплекс упражнений на релаксацию применяется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления разных групп мышц. На логопедических занятиях дозволено применять релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей появилось двигательное напряжение либо волнение. Упражнения проводятся под музыку. Знание расслабиться помогает одним детям снять напряжение, иным - сосредоточить внимание, снять возбуждение,
что нужно для исправления речи.
В итоге применения приемов здоровьесберегающих спецтехнологий в логопедии :
- возрастает обучаемость, улучшаются мышление, внимание, воспринятие;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические сложности;
- возникает интерес к процессу чтения и письма, снимается чувствительное напряжение;
- прогрессирует способность к переносу полученных фактических навыков при постижении нынешнего материала.
Таким образом, разглядев уйма приёмов и способов по здоровьесбережению и использованию их в утилитарной деятельности педагога-логопеда, дозволено сделать итог, что применение здоровьесберегающих спецтехнологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт правильные итоги и содействует личностному, умственному и речевому становлению ребёнка.