Елена Александровна Полякова
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении.
Полякова Е. А., воспитатель
МБДОУ Д/С №24 «Березка» г. Старый Оскол
« Здоровье не все, но без здоровья – ничто» - писал Сократ. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ, это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Публикация «Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском дошкольном учреждении» размещена в разделах
Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Одним из решений этой задачи и стала востребованная педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающая образовательная технология.
Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Педагоги учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:
1 группа: технологии сохранения и стимулирования здоровья.
динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)подвижные и спортивные игры; контрастная дорожка, тренажеры.
2 группа: технологии обучения здоровому образу жизни (утренняя гимнастика; физкультурные занятия; бассейн; точечный массаж; спортивные развлечения, праздники День здоровья; ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра).
3 группа: технологии музыкального воздействия (музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия)
4 группа: технология коррекции поведения.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Это определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Здоровый образ жизни это : благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений); закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддерживания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
В нашем ДОУ разработана система «Технология здоровьесбережения», задачами которой являются: сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания; обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний; конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.
В нашей группе деятельность по оздоровлению воспитанников носит системный характер, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей. Например, мы создаем предметную среду в группе и на участке для занятия физической культурой; условия эмоционального комфорта для общения с детьми и родителями. Воспитываем у детей желание быть здоровыми. Планируем и организуем с детьми индивидуальную работу по физическому воспитанию и развитию. Проводим комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, солевое, «дорожка здоровья», максимальное пребывание детей на воздухе). Планируем подвижные, народные игры. Осуществляем просветительскую работу среди родителей по проблеме здоровья детей. Обучаем родителей отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. Систематически проводим совместные спортивные развлечения и праздники детей с родителями, беседы, развлечения на тему: «Да здравствует, мыло душистое!», «Опасные игрушки», «Что я знаю о себе», «Опасные предметы дома», «О пользе овощей и фруктов» и др. Широко используем мониторинг физического здоровья детей. Мониторинг необходим не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания детей, но и для осуществления последующей коррекционной работы. Метод мониторинга на основе показателей физической подготовленности позволяет определить состояние опорно-двигательного аппарата и мышечной системы ребенка.
Педагогическими условиями здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, педагога — психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
- в физическом плане – умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить, позволяет действовать в оптимальном режиме;
- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение;
- в нравственном, в эмоциональном – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Здоровье дошкольника во многом зависит от правильной организации физкультурно-оздоровительной и воспитательно-образовательной работы по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, формирования здорового образа жизни. Поэтому так необходимо в каждом ДОУ создать своё здоровьесберегающее пространство, отвечающее образовательным программам, используемых в детском саду.
Литература:
1. Воротилкина И. М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
2. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. -2004.-№1.-С. 114-117.
3. Науменко Ю. В. Здоровьеформирующая деятельность детского дома и школы-интерната//Методист. -2005.-№2.-С. 45-49.