Екатерина Полозова
Здоровьесберегающая технология в практике педагога «Дыхательная гимнастика на музыкальном занятии»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Применение в работе здоровье-сберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Публикация «Здоровьесберегающая технология в практике педагога „Дыхательная гимнастика на музыкальном занятии“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии здоровье – сберегающих технологий, одним из которых является дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика представляет собой комплекс особых упражнений, которые задействуют как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела. Работа с дыханием необходима при хронических заболеваниях носоглотки и органов дыхания.
Приоритетность процесса дыхания для жизни, делает способность в совершенстве владеть этим едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым. Поэтому проблема сохранения здоровья дошкольника и привитие им здорового образа жизни сегодня очень актуальна.
Для достижения наилучшего результата необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики, важно заинтересовать детей, они должны не просто выполнять комплекс упражнений, а играть в веселую игру. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Дыхательные упражнения можно проводить на занятиях классифицируя их по временам года, это поможет в формировать представление об изменениях в природе и закрепить новые слова в речи детей.
Цель: Сохранение и укрепление психофизического здоровья, с целью формирования полноценной личности ребенка с помощью дыхательной гимнастики.
Задачи:
- дать детям первичные представления об органах дыхания;
- укрепление физиологического дыхания детей (без речи);
- тренировка силы вдоха и выдоха;
-развитие продолжительности вдоха;
-охранять певческий голосовой аппарат ребенка;
- подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания.
Формы проведения: музыкальное занятие для всей группы, индивидуальная деятельность, деятельность по подгруппам.
Возрастная адресованность: дети от 2 до 7 лет.
Предполагаемое количество участников : от 1 до 25 детей.
Материал, оборудование: электронно образовательные средства (ноутбук, музыкальный центр, снежинки, бабочки, атрибуты по временам года, коврики по количеству участников.
«Снежинки» - были изготовлены из белого и коричневого синтепона с помощью горячего клея.
«Бабочки» - изготовлены из цветной бумаги, ленточки и горячего клея.
Ход мероприятия
Педагог и дети (подгруппа 5 человек) становятся в кружок,
на фоне играет спокойная, расслабляющая музыка
Музыкальный руководитель : Дорогие ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с новыми элементами дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика очень важна для нашего здоровья. Она помогает нам в развитии нашего голосового аппарата. Детки, а для чего нам нужен голосовой аппарат?
Дети: для пения.
Музыкальный руководитель : Для того, чтобы мы правильно пели, а при пении правильно брали дыхание, я предлагаю вам познакомиться с некоторыми упражнениями. Согласны, ребята?
Дети: отвечают
Звучит музыка П. И. Чайковского «Снежинки»
Музыкальный руководитель : Сейчас мы с вами познакомимся с упражнением «Снежинка». Для этого вам нужно взять большие снежинки.
Дети проходят к столу, берут снежинки и становятся на места.
Музыкальный руководитель : Наши снежинки мягкие и воздушные. Давайте положим их на наши ладошки и попробуем их сдуть. Для этого мы набираем много воздуха нашим носиком, а выдыхаем набранный воздух ротиком.
Дети выполняют упражнение 2 раза.
Музыкальный руководитель : Теперь, ребята, мы положим наши большие снежинки и возьмем маленькие.
Дети кладут снежинки на стол, берут белые снежинки меньшего размера, становятся на места.
Музыкальный руководитель : Ребята, кладем снежинки на наши ладошки. Для того, чтобы нам сдуть наши маленькие снежинки, нам нужно набрать мало воздуха и выдыхая его, сдуть наши снежинки. Таким образом мы научимся контролировать нашу воздушную струю.
Дети выполняют упражнение 2 раза.
После окончания упражнения, дети кладут снежинки на стол.
Музыкальный руководитель : Ребята, вам понравилось упражнение?
Дети: отвечают
Музыкальный руководитель : В этом упражнении мы научились набирать много и мало воздуха, а также правильно его выдыхать, контролируя воздушную струю.
Звучит музыка И. С. Баха «Шутка»
Музыкальный руководитель : А теперь я предлагаю вам перенестись в наше любимое время года – «Лето». Ребята, скажите мне пожалуйста, кто летам легко порхает над цветочками?
Дети: отвечают
Музыкальный руководитель : (берет бабочку) посмотрите какая у меня есть бабочка. Она красивая? (ответ детей). Для того, чтобы бабочка порхала у нас над цветами, нам нужно на нее сильно подуть. (показывает выполнение упражнения). При выполнении этого упражнения мы с вами развиваем длительность дыхания. Ребята, приглашаю вас на нашу летнюю полянку.
Дети берут бабочек и проходят на полянку, выполняют упражнение.
Музыкальный руководитель : Молодцы ребята, вам понравилось, как ваши бабочки порхали над полянкой? (ответ детей). Теперь я предлагаю вам положить наших бабочек на место и пройти на нашу лесную полянку.
Ребята кладут бабочек на стол, проходят и садятся на коврики.
Релаксация: звучит спокойная музыка. Дети вместе с педагогом присаживаются на коврики, выбирая удобную для себя позу. Делают глубокий вдох и выдох, тем самым восстанавливая дыхание после упражнений и максимально расслабляясь.
Музыкальный руководитель : Ребята, скажите мне пожалуйста, понравились ли вам упражнения гимнастики? Что вы больше всего запомнили? Будете ли вы выполнять эти упражнения в группе и дома? (дети отвечают на вопросы). Молодцы ребята, а теперь я предлагаю пройти вам в вашу группу.