Наталья Киреева
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Цветотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Март 2022г.
Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее
воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!
В. А. Бехтерев
Цель мастер-класса : применение здоровьесберегающей технологии – цветотерапия, в воспитательно-образовательном процессе.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Здоровьесберегающая технология „Цветотерапия“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Цветы. Конструирование, поделки
- Темочки
Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цветотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Существуют «цветные методы», позволяющие составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние. «Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты»- так говорил выдающийся врач и психолог Макс Люшер. (Цветовой тест Люшера – это один из наиболее популярных психологических тестов, используемых для диагностики внутреннего стостояния человека).
Цветотерапия может сопровождать многие другие технологии влияющие на благоприятное развитие эмоциональнй сферы, это могут быть дыхательная и пальчиковая гимнастики, цветосказки, театр цветных персонажей, цветные стихи, музыкальные произведения, которые дети ассоциируют с определенным цветом. Еще одна технология, сберегающая здоровое эмоциональное состояние, где продуктивно использовать цветотерапию – это релаксация.
В детском саду на занятиях и в течение дня можно использовать в работе панно настроения «Паровозик», которое можно сделать своими руками, где дети выбирают гномика с тем настроением, которое ребенок ощущает и крепит его в вагончик того цвета, который ему ближе в его эмоциональном состоянии в данный момент.
В упражнении «Покрывала феи» используются цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. С детьми рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние ребенка. Например, увидев возбужденного ребенка, можно предложить ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Происходит прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации! Так же можно использовать светофильтры «Веер».
Чтобы дать ребенку понять и ощутить самого себя, выразить свободно свои мысли, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды можно предложить рисовать разными цветами гуашевой краски на стекле, т. к. именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает, поэтому рисунок можно корректировать с помощью влажной губки.
Одним из оригинальных методов, которые использует цветотерапия в ДОУ, можно назвать шатер из цветных атласных лент (методика «Цветной дождь»). Можно подобрать ленты по оттенкам – от теплых к холодным, они вертикально спускаются вниз, напоминая струи дождя. Дети могут прятаться в шатре, могут выбирать понравившийся цвет, гладить ленты руками или побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Теплые- красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый. Самым теплым цветом является оранжевый.
Холодные цвета – голубой, синий, фиолетовый. Самый холодный –синий, нейтральный цвет – зеленый.
Таким образом, используя методы цветотерапии в работе с детьми, посредством цвета, можно снизить уровень эмоционально неблагоприятных состояний у детей: тревожность, агрессию, апатию, страх. Позволяет научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей, совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Задание 1. Волшебные прищепки
Передавать солнышко от одной прищепки к другой, не касаясь солнышка руками, называя предметы желтого цвета.
Задание 2. Тест на эмоциональное отношение
Сейчас я вам предлагаю пройти тест на эмоциональное отношение. Перед вами лежит на столе лист бумаги с кругами и цветные карандаши.
1. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда
ты идешь на работу.
2. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда
ты занимаешься домашними делами.
3., когда думаешь о близких.
4., когда ты приходишь домой.
5., когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов :
Красный - возбуждение, восторженное отношение
Оранжевый - радостное, приятное
Желтый - теплое, доброжелательное
Зеленый - спокойное
Синий - грусть, неудовлетворенность
Фиолетовый - коричневый- тревога
Черный - печаль, уныние.
Задание 3. Полет бабочки
Напротив Вас лежит разноцветная бумага. Выберите любой понравившийся вам цвет. Давайте вырежем бабочку.
Посадите свою замечательную бабочку на ладонь и полюбуйтесь, какая она красивая. Давайте поможем ей отправиться в полет. Подуем длительно и плавно. (Упражнение повторяется 3-4раза.). Цвет бабочки показывает ваше настроение в данную минуту. (На экране).
Предлагаю вам памятки, в которых описано, как разные цвета влияют на организм.
Задание 4. Феи
У каждого из вас есть цветные квадратики. Возьмите их в руки. Теперь вы феи. Назовите себя. (Я — синяя фея, я — красная фея.)
Посмотрим, насколько внимательны феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свой квадрат поднимет «синяя фея», если он красный — то «красная». А если предмет бывает разных цветов, то свои квадратики могут поднять сразу несколько фей. Например, какого цвета роза? Правильно, она бывает и белой, и красной, и желтой.
Приготовились? Слушайте.
Апельсин, снег, море, небо, василек, лимон, лиса, вишня, банан, медведь, крот, колокольчик, лес, одуванчик, баклажан, солнце, платье, сирень, огонь, мак, цыпленок, туча, сливы, трава, ворона, заяц, радуга, кошка, машина.
Такое задание используется для активизации внимания детей, развития памяти.
В заключении хотелось бы отметить, что с помощью цветотерапии удается корректировать поведение детей, их эмоциональное состояние, настроение. Дети так же значительно лучше начинают чувствовать оттенки и цвета. Непосредственный контакт во время игр помогает детям устанавливать доверительные отношения между собой и их окружением. Все это благотворно влияет на психическое и физическое здоровье детей.