Татьяна Мамарина
Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад №65 г. Н. Серги
Проблема здоровья человека имеет глобальное значение, считается одной из сложнейших проблем современной науки. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон Р. Ф. «Об образовании»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»; «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Публикация «Здоровьесберегающая деятельность в ДОУ» размещена в разделах
В нашем детском саду важнейшей является задача сохранения и укрепления здоровья детей еще и по той причине что в состав детского сада входит санаторная группа.
Содержание физкультурно-оздоровительной работы в нашем детском саду имеет вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и организация жизнедеятельности в семье.
Администрация МАДОУ детский сад № 65 очень серьезно подходит к созданию необходимых условий, обеспечивающих не только физическое, но и психическое здоровье ребенка.
Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала наш поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. На данный момент проблема сохранения здоровья детей дошкольного возраста остается одной из самых главных.
На сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей нашего детского сада оказывают соответствующие организационно-педагогические условия ( организация среды образовательного учреждения: состояние помещений, медицинского и физкультурного оборудования, системы питания, количество и контингент детей в группе; режим нагрузок; особенности физкультурно-оздоровительной работы; динамика заболеваемости). Разработав программу по оздоровлению детей санаторной группы, мы поставили следующие задачи:
1. Создать систему лечебно-профилактической и педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Организовать психолого-профилактическую работу, отработать систему коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье.
3. Создать условия для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель.
4. Создать материально-техническую базу, способствующую психическому и физическому здоровью.
Качественно выполняют эти задачи в первую очередь:
• Воспитатели санаторной группы, медицинский персонал, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, учитель-логопед, заместитель заведующей по У. В. Р., заместитель заведующей по А. Х. Ч., заведующий.
• Детская поликлиника ЦРБ (педиатр).
Для реализации данных задач мы создаем пространственно-развивающую и здоровьеформирующую среды как в помещении, так и на участке детского сада. Ведется строгий контроль выполнения двигательного режима в течение дня. Применяются разнообразные методы и формы физического воспитания, интеграция задач охраны и укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей. Проводятся совместные физкультурно-оздоровительные и психологосберегающие мероприятия на обеспечение индивидуального подхода к ребенку.
Основными направлениями в работе по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей в нашем детском саду является
• Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.
• Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.
• Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики.
• Организация здоровьесберегающей развивающей среды ДОУ.
• Составление индивидуальных планов оздоровления.
• Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей.
• Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских работников.
• Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.
Снижению детской заболеваемости, повышению сопротивляемости организма ребенка, приобщение ребенка к здоровому образу жизни в работе педагогам помогают средства двигательной активности (движения, физкультминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим). Оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фито-витаминотерапия) Гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена) Лечебно-профилактические факторы.
Педагогический процесс в санаторной группе осуществляется на основе утвержденной Министерством образования РСФСР «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Воспитательно-образовательный процесс строится на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, носит личностно-ориентированную направленность. Основным принципом взаимоотношений является доброжелательность и дружелюбие.
В группе для воспитанников установлен щадящий режим – сокращено время занятий и их количество за счет организации интегрированных занятий. В режим дня включены профилактические мероприятия и процедуры (по назначению педиатра).
С целью создания условий для организации психопрофилактической поддержки и сопровождения детей санаторной группы, способствующих формированию положительного отношения к своему здоровью, навыкам общения со сверстниками и взрослыми разработана технология психолого-педагогического сопровождения.
Систематически отслеживание результативности работы по снижению заболеваемости позволяет проведение коррекции здоровья детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии.
Мониторинг физического и психического здоровья дошкольников проводится с целью оценки правильности экспериментальной работы по использованию здоровьесберегающих программ, технологий и методов и включает следующие критерии:
1. Критерии физического здоровья :
• Уровень физического развития
• Группа здоровья
• Заболеваемость.
2. Критерии психического здоровья :
• Уровень эмоционального благополучия (тревожность, агрессивность)
• Уровень познавательной деятельности (восприятие зрительное, слуховое, опосредованное запоминание, наглядно-действенное мышление, обобщенность понятий, их классификация.
При исследования эмоционального благополучия детей используется методика «Восьми цветовой тест Люшера». На стене оформляется макет дома, в котором у каждого ребенка есть свое окошечко. Воспитанники ежедневно помещают каждый в свое окошечко цветной круг. Воспитатель фиксирует «настроение» ребенка в протоколе исследования эмоционального благополучия детей. Анализ эмоционального благополучия проводится ежемесячно воспитателями совместно с психологом.