Елена Хныкина
Здоровье и здоровьесберегающие технологии: воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Безусловно ;главной ценностью в условиях реализации его в дошкольных организациях выступает здоровье ребенка. Вся ориентация учебно-воспитательного процесса,содержание и формы работы нацелены на сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка.
Публикация «Здоровье и здоровьесберегающие технологии: воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Существует множество трактовок понятия “здоровья”,но суть их сводится к тому, что здоровье –важнейший и необходимый атрибут,условие существования и полноценной жизни человека.
Проблемой здоровья занимаются медики,психологи, педагоги. У каждого из них свои пути, но цель едина. Создать все условия,чтоб человек был здоров физически,
психологически и нравственно.
Созданная и активно развивающаяся наука о здоровье валеология поставила задачу –максимальная реализация унаследованных механизмов и резервов жизнидеятельности человека и поддерживание на высоком уровне возможностей его адаптации к условиям внутренней и внешней среды,которая решает всеми образовательными организациями.
Здоровье и отношение к нему формируется у ребенка с детства. Любое
общеобразовательное учреждение должно будет носить оздоровительно- педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у ребенка потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков приятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья, особенно в условиях комплексного использования современных здоровьесберегающих технологий обучения.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми природой искусством.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (профессиональной компетентности педагогов, материальной базы, а также учета показателей заболеваемости детей).
Система здоровья сбережений в ДОУ включает в себя:
-Комплекс закаливающих мероприятий;
-непосредственную образовательную деятельность по физической культуре;
-оптимизацию двигательного режима
-включение инновационных технологий оздоровления и профилактики;
-формирование валеологической компетентности ребенка, родителей и педагогов;
-организация рационального питания;
Медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
-соблюдение требований СанПиНа к организаций педагогического процесса;
-комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья всех участников образовательного пространства.
Основным направлением здоровьесберегающией деятельности дошкольного учрежения является рациональная организация учебного процесса. Поэтому здоровьесбережение осуществляется в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком.
Обязательным оздоровительным моментом в работе является прогулка. Оптимизации двигательной активности детей на прогулке способствуют правильно подобранные и грамотно чередуемые игры и упражнения, которые дарят детям массу радостных эмоций и развивают у них ловкость, выносливость, координацию движений, а также способствуют расширению двигательного опыта детей, совершенствуют пространственную ориентировку и умение действовать совместно. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
После обеденного сна также должна проводиться оздоровительная работа, которая включает в себя закрепление полученных на занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий. Например, в целях профилактики плоскостопия в группах используется хождение:по ребристой доске; по следочкам (нашиты различные пуговицы); по массажному коврику; по гимнастической палке.
Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе занятия, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.
Зрительная гимнастика снижает утомляемость глаз, расширяет зрительное поле, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, снижает спазм аккомидации глаз, служит профилактической нарушения зрения.
Важнейшим условием здоровьесбережения выступает обучение детей правильному дыханию. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательная гимнастика способствует увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры, регулирует дыхательный ритм, формирует навык рационального дыхания, формирует темпо-ритмические характеристики речи.
Испольуется также пальчиковая гимнастика, артикуляционная, логоритмика, су-джок терапия, арт педагогические приемы и др.
Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников – активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основые социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, джае самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализует совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано дестко-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги).
С этой целью проводят совместные физкультурные праздники и развлечения, беседы, консультации, практикумы. Чтобы ребенок понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться,следует использовать весь арсенал педагогических средств, осуществять работу по валеологическому воспитанию, решать эту задачу с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно сообща.
Список литературы:
1. Гаврючина Л. В Здоровьесберегающие технологии в ДОУ :
Методическое пособие,-М, : ТЦ Сфера, 2008.
2. Татаринкова Л. Г. российская школа здоровья и индивидуального развития детей : к проблемам пед. Валеологии: пособие, - СПБ, :СПбАППО,2004.