Пикалова Наталья Николаевна
Здоровье и физическая работа. Секреты семейного консультирования
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье и физическая работа. Секреты семейного консультирования
В «Концепции дошкольного воспитания», подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако, дошкольник – не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Публикация «Здоровье и физическая работа, Секреты семейного консультирования» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети – родители – педагоги.»
Более того, мы считаем, что повышение педагогической культуры родителей необходимо в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, поскольку уровень их профессионального мастерства определяет, будут ли мамы и папы относится с доверием к их рекомендациям. Для того, чтобы стать настоящим пропагандистом идей, средств и методов формирования здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад должен служить образцом такого воспитания.
Постоянное совершенствование мастерства педагогов, поиск новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учение и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий и т. д. – постоянная забота детского сада.
Совместная работа с семьей строится на следующих положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
1. Единство. Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье. Учет способностей ребенка и интересов семьи.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
В соответствии с перечисленными положениями работа с семьей включает :
1) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические (навыки) правила, необходимость рационального режима и полноценного национального питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
4) участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
5) обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж, закаливание);
6) ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапия, ароматерапия и т. д.).
В этих целях широко используются:
• информация для родителей на стендах, в папках-передвижках, в библиотеке детского центра;
• консультации;
• устные журналы и дискуссии с участием психолога, медицинских работников, специалистов по физкультуре, а также ознакомление родителей с ценным опытом воспитания;
• семинары-практикумы;
• деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций, решение педагогических кроссвордов;
• открытые дни для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих и лечебных процедур;
• физкультурные досуги и праздники с участием родителей.
В нашем детском саду мы проводим анкетирование родителей по проблемам физического развития детей. Следует отметить, что проанализировав данные анкеты, мы пришли к выводу, что уровень знаний в области формирования здорового образа жизни у большинства из родителей невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку требуется медицинская или психологическая помощь. Последнее обусловлено тем, многие родители не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только, как отсутствие заболеваний, а средства оздоровления видят лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учитывая, что понятие «здоровье» состоит из трех частей – физическое, психическое, социальное.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми включает в себя мероприятия, перечисленные выше, но и семейные клубы «Здоровье», «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие.
Темы занятий в клубах и формы их проведения выбирают сами родители через анкетирование и «книгу предложений».
Мы считаем, что самой эффективной формой работы с семьей являются занятия в семейных клубах, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка, через взаимодействие родителей, знающих особенности своего ребенка, и педагогов, медицинских работников, строящих работу на основе профессиональных знаний.
Приведу пример занятия клуба «Здоровье» по теме «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста». Вначале врач функциональной диагностики знакомит родителей с особенностями строения детской стопы, дает понятие о продольном, поперечном и комбинированном плоскостопии, причинах его появления. Затем м/с рассказывает о диагностике и профилактике плоскостопия.
(В практической части)
Занятие заканчивается демонстрацией оборудования для профилактики плоскостопия (специальные дорожки, массажные коврики, мячи, массажеры для стоп и т. д.).
Безусловно, такие занятия в семейных клубах приносят большую пользу. Однако, следует подчеркнуть, что результативность в большой мере обусловлена не только содержанием, но и качеством общения специалистов детского сада с семьей. Мы уверены, что дело не в количестве информации, а в степени ее новизны, актуальности и в неординарной подаче.
Таким образом, занятия в семейных клубах не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех.