Вера Тарлыкова
Разработка по заучиванию стихотворения с ребенком «Шаги и методы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно. Почему? Чаще всего потому, что стихотворение с ним учат неправильно. В этой консультации мы хотим ознакомить вас, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения ребенка.
Публикация «Разработка по заучиванию стихотворения с ребенком „Шаги и методы“» размещена в разделах
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Шаг №1 Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять трехлетнего малыша заучивать стихи, которые ему трудно понять по содержанию, который смешно будет читать его вашим гостям. Лучше всего учить детскую классику: C. Михалкова, А. Л. Барто, К. И. Чуковского.
Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные и веселые, а детям спокойным характером – размеренные и плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а запоминать он будет легче стихи ему понятные. И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу какого – либо героя из сказки. Только в семь-восемь лет необходимо ребенку объяснить, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Шаг №2 Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Шаг №3 Прежде, чем начать заучивание, воспитатель, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если воспитатель будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.
Шаг №4 И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.
Методы заучивания стихотворений
Существуют разные методы заучивания стихотворений. Все мы разные, и одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым нужна абсолютная тишина. Эти особенности присущи и взрослым, и детям.
Визуальный метод. Мнемотаблицы.
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план - мнемотаблица, необходим тем, у кого ведущей является зрительная память. Взрослый построчно читает стихотворение и одновременно изображает на листе то, о чем говорится в стихотворении, отделяя на рисунке каждую строчку – картинку чертой.
Ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Затем, по мнемотаблице дети несколько раз воспроизводят стихотворение.
Двигательный «Волшебный клубочек»
После проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным приемом.
Слуховой «Включи магнитофончик»
Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в голове «магнитофончик», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала ребенок послушают вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом ребенок повторяет, снова вы.