Светлана Ведерникова
Заседание родительского клуба «Мы вместе» в форме игрового практикума для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности родителей по вопросам речевого развития детей младшего возраста.
Задачи:
1. Рассказать родителям об играх и упражнениях на развитие речи детей.
Публикация «Заседание родительского клуба „Мы вместе“ в форме игрового практикума для родителей „Развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Способствовать овладению родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Участники: воспитатели группы, инструктор по физической культуре, специалист по экологии, дети и родители.
Материалы: грамоты; презентация о летней оздоровительной работе с детьми; выставка дидактических игр на развитие мелкой моторики, подборка литературы для родителей,
Ход заседания
В библиотеке. Просмотр презентации о работе с детьми летом.
1. Вводная часть
.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы очень рады, что вы пришли сегодня на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки:
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! как же ты красива!
Е. Щукина.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей 3-4 лет в семье и в детском саду»
2. Теоретическая часть
Речь – форма общения.
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в детском саду, а затем и в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?(ответы родителей)
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на коррекционных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. Отправляясь на прогулку, мы можем: поговорить с детьми о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года; в холодное время подкармливать птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку.
Поискать приметы времени года. Познакомить ребенка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку.
Поиграть с ними в игру природоведческого характера. Например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т. д.
Таким образом, мы можем сказать. Что взрослые должны сами видеть окружающий мир, чтобы научить и ребенка видеть его. Следует учить ребенка замечать, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, теплое.
Родителям вручаются памятки "Секреты успешного развития речи детей»
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам немного поиграть и отправиться в путешествие по стране «Развития речи», в котором нужно будет выполнять определённые задания. Итак, мы начинаем.
Все проходят в спортивный зал. Там их ждут дети.
Воспитатель: Для начала, чтобы поднялось настроение и, было весело, я всем предлагаю немного подвигаться под веселую музыку.
(музыкальная игра «Пяточка, носочек»)
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: К нам кто-то стучится, это кукла пришла к нам в гости. Она живет в детском саду и очень любит играть с ребятами и их родителями. Но для начала надо поздороваться.
(воспитатель демонстрирует коммуникативную игру «Здравствуйте!»)
Игра «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки! (руки вперед, повернуть ладошки)
Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! (ножки вытянуть вперед)
Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! (погладить)
Тух-тух-тух!
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! (покачать головой)
Чмок-чмок-чмок! (чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (покачать головой)
Щелк-щелк-щелк! (постучать зубами)
Здравствуй, мой носик! (погладить ладошкой)
Би-Би-Би! (указательным пальцем показать на нос)
Здравствуйте, гости! (руки протянуть вверх)
Всем, привет! (помахать)
Воспитатель: Кукла хочет со всеми познакомиться.
Игра «Назови свое имя» ("Меня зовут Катя" и передаем куклу по кругу, родители называют свое имя, отчество, дети называют имя)
Воспитатель: А сейчас поиграем с куклой Катей.
Игра "Жила-была девочка…"
(Сначала показывать на кукле, потом на себе)
«Жила-была девочка, и были у нее две ножки. А у вас есть ножки? Покажите их. А что любят делать ваши ножки? (прыгать, бегать)
На ножках жили-были коленочки. Покажите мне их. Они любили приседать.
Жили-были у девочки ручки. Они любили обниматься. Обнимите мамочку. А еще ручки любили тянуться вверх, покажите как.
Жили-были у девочки пальчики на ручках.
Покажите их, они любили здороваться (замочек)
Жили-были у девочки глазки. Что они умеют делать? Они любят смотреть (сделать бинокль)
Жили-были ушки. Что они умеют делать? (слушать)
Жили-были волосы на голове. Они любили, когда их гладят. Погладьте себя и маму.
Мы с вами молодцы! Давайте похлопаем себе в ладоши»
Давайте ещё поиграем!
• Если мы заблудимся в лесу?
Упражнение «В лесу» - сделав вдох, на выдохе произнесите "ау".
• У нас замерзли ручки?
Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком: х-х-хо.
• В лесу живёт хомячок:
Упражнение «Хомячок» - пошмыгать носом, рот закрыт.
Воспитатель: Кукла Катя принесла вам игрушку, которая спряталась в красивой коробочке, а вы должны отгадать, что это за игрушка.
(воспитатель загадывает загадку про солнышко)
Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце,
Бьётся радостное … (солнце)
(воспитатель достает игрушку-солнышко и обыгрывает момент)
Какое солнышко красивое, ласковое, теплое. Дает детям подержать в руках и поиграть.
Воспитатель: (обращаясь к родителям) Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Сейчас м с вами поиграем в пальчиковую игру «Солнышко».
Проведёт её наш инструктор по физической культуре.
Пальчиковая игра «Солнышко» (мама с детьми делает массаж пальчиков)
Утро настало,
Солнышко встало.
(Пальцы руки малыша растопыриваются пальцами матери)
– Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
(Мама совершает круговые движения большим пальцем руки ребенка)
– Вставай, Большак!
(Мама щелкает по большому пальцу ребенка)
– Вставай, Указка!
(Щелчок по указательному пальцу ребенка)
– Вставай, Середка!
(Щелчок по среднему пальцу)
– Вставай, Сиротка!
(Щелчок по безымянному пальцу)
– И Крошка - Митрошка!
(Щелчок по мизинцу)
– Привет, Ладошка!
(Хлопают ладошки)
Все потянулись и проснулись.
(Все пальцы ребенка взрослый разгибает одновременно)
(Игру можно повторить несколько раз)
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в солнечных зайчиков.
Взрослый зеркалом делает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
(А. Ануфриева)
Затем по команде: "Лови зайчика!" - ребенок бежит и пытается поймать "зайчика". (под музыку из мультфильма «Маша и Медведь» «Солнечные зайчики»)
Воспитатель: Кукла Катя очень любит играть. Вы хотите с ней поиграть?
Игры проводит специалист по экологии.
• «Волшебный мешочек» Узнай предмет и опиши его.
• «Животные и их детёныши» (с картинками)
Воспитатель: Сейчас я приглашаю всех сесть в круг. Следующее упражнение для вас родители и называется оно «Закончи фразу»:
Ваш ребенок будет отрывать лучик от солнца. На этих лучиках написано начало предложения, а вы должны его закончить.
• Я хорошая мама, потому, что…
• Мне бывает радостно, когда…
• Я очень грущу, когда…
• Мне бывает страшно, когда…
• Я сержусь…
• Я очень горжусь…
• Я расстраиваюсь, потому что…
• Мы со своей семьей увлекаемся…
• Я очень рад (а, что мой сын (дочка…
Приглашаем всех в библиотеку на совместное творчество «Солнышко».
Воспитатель
Детям и родителям предлагаются ножницы, клей, листы бумаги. Родители, вместе с детьми приступают к совместному творчеству.
Обводят ладошку мамы и малыша. Мамы вырезают их и приклеивают с ребёнком на основу.
Воспитатель: Какая красота! Вот чудо! Молодцы! Славно потрудились.
И теперь это солнышко будет светить нам утром и вечером, согревать как мамины ладошки!
Вручение благодарностей родителям, за помощь в подготовке группы к новому учебному году.
Кукле Кате очень понравились ваши работы и сейчас мы всех приглашаем на чаепитие.
Воспитатель:
До свиданья, до свиданья!
Приходите к нам опять!
До свиданья, до свиданья!
Будем вместе мы играть.