Елена Павлова
Запуск речи методом сенсорной интеграции. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Запуск речи методом сенсорной интеграции.
Мы живем в большом разнообразном мире, где сосредоточена большая часть всей нашей жизни. Очень важно понимать, как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается в своих исследованиях. Известно, что для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает к нам извне, которую сообщает его тело и органы чувств.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорная интеграция – это обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание получаемой таким образом информации для последующего адекватного ответа. То есть, все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или напротив полезно. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов.
Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения. Для первоначального запуска речи необходимо «растормошить» органы чувств, воздействуя на них различными вкусовыми, обонятельными, тактильными, слуховыми и зрительными раздражителями. Специалисты в области нейропсихологии и дефектологии доказывают, что это так. Ими был предложен метод сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция и речь имеют тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержка речевого развития, именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно – интегративных методик. Считается, что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для запуска речи. В связи с этим одна из задач деятельности с детьми является развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы и захотелось что – то делать, чтобы появлялась мотивация к речи.
Обычно занятия по сенсорной интеграции проводятся специалистами в детских коррекционно-развивающих центрах. Под данный вид занятий отводится отдельная комната. Зал оборудуют различными предметами игрового формата, взаимодействие с которыми положительно сказывается на развитии функций головного мозга.
Что включает в себя «сенсорная комната»?
• Различные гамаки, маты, балансиры, качалки в разных формах.
• Различные виды шведских стенок, комплексы со спортивно-игровым уклоном.
• «Сухие» бассейны, водяные матрацы и батуты.
• Сенсорные дорожки для ходьбы, туннели и палатки.
• Бизиборды, бизикубы, бизидомики.
• Утяжеленные одеяла и подушки.
• Сенсорные коробки с различными предметами для развития мелкой моторики (песок, крупы, шарики и т. д.).
• Шуршащие предметы, яркие (разных цветов и форм).
• Развивающие коврики и столы.
• Световое и звуковое оборудование и т. п
• Ароматерапия
Так как ведущей деятельностью ребенка является игра, то логопед может применять различные игры и упражнения, дающие ребенку новый чувственный опыт, а значит, активизирующие речевое развитие. Игры должны быть направлены на стимуляцию зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, двигательных ощущений.
Все это стимулирует нервную систему и улучшает сенсорную интеграцию. В совокупности с традиционными логопедическими приемами улучшает динамику развития речи.