Сусанна Петросян
Запуск речи методом нейросенсорной интеграции
▼ Скачать + Заказать документы
Петросян С. В., педагог-психолог, нейропсихолог.
Речь - это высшая психологическая функция.
Запуск речи — это выработка умения повторять за взрослым звуки и слова. Стимулирование речи подразумевает повторение сначала именно отдельных звуков, звукоподражания, а затем отдельных слов.
Самое оптимальное время для запуска речи это 2,5-3 года. Чем старше ребенок тем тяжелее и дольше будет коррекционный процесс.
Публикация «Запуск речи методом нейросенсорной интеграции» размещена в разделах
С каждым годом увеличивается число малышей, у которых возникают большие проблемы не только с обучением, но и с социализацией в обществе. Согласно статистическим данным, уже не один год наблюдается неуклонный численный рост количества детей с проблемами развития. Часть этих проблем своим появлением обязана нарушению нормального функционирования центральной нервной системы.
В нашем саду существует консультативный пункт, где все чаще поступают вопросы от родителей «как запустить речь, и «что при этом делать?».
Актуальность спроса родителей детям которых от 2,5 -5 лет.
В своей работе я применяю методы нейросенсорной интеграции, для развития и формирования речи
Основной принцип метода нейросенсорной интеграции – развитие базовых уровней иерархической системы взаимодействия ощущений:
*Тактильных
*Обонятельных
*Проприорецептивных (ощущение положения отдельных частей собственного тела относительно друг друга в покое или в движении)
вкусовых.
Поэтому обстановка во время занятий с ребенком должна быть непринужденной, насыщенной различными цветовыми, аудио-эффектами, запахами. Предметы должны находиться в доступном для ребенка месте на уровне глаз.
Основная цель работы с неговорящими детьми на первом этапе – вызвать желание ребенка к подражанию и активизацию речи в форме любых звуков.
Основная задача на первом этапе – увеличить объем зрительного и слухового внимания через фиксацию на определенных предметах, звуках, запахах, прикосновениях.
Привлечь внимание можно как вербальным, так и невербальным способом. Например, ронять игрушки на глазах у малыша, прятать их под платок, задувать свечи разных цветов, месить тесто, катать пластилин, пересыпать крупу, переливать воду и т. п.
Одним словом, взрослый для начала начинает играть сам с собой, всеми силами пытаясь заинтересовать ребенка. Общение должно происходить на максимально высоком эмоциональном уровне, с использованием различных интонаций, многократным повторением инструкций, выполнением самим взрослым бессловесных заданий. Развивающими предметами могут стать шишки, разноцветные пуговицы (под наблюдением взрослого, свечи, пульверизатор с водой, прищепки, кинестетический песок, ванночка с водой для переливания, акварельные краски, различные ароматные фрукты и овощи: апельсин, киви, лимон, яблоко, огурец, чеснок, лук (если у ребенка нет аллергической реакции на них) и т. п.
Также приветствуются занятия с ребенком на свежем воздухе, с целью дополнительного насыщения кислородом, с использование природных материалов.
Заниматься с ребенком лучше в определенные часы, продолжительность занятия зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
С целью активизации внимания необходимо использовать постоянную смену деятельности, смену сенсорного материала, используя то су-джок, то пульверизатор с водой, то колючие шишки, то легкое перышко.
Нейропсихологическая коррекция - это программа двигательных и умственных упражнений в игровой форме, которые позволяют тренировать базовые психические процессы. С каждым занятием такие упражнения постепенно усложняются, что соответствует естественному развитию психических функций человека.
В работе используются традиционные программы нейропсихологической коррекции, разработанные отечественными авторами (Л. С. Цветкова, А. В. Семенович)
В правом полушарии живет картинка, образ слова, а в левом название и само слово. Поэтому чтоб речь запустилась,нужна работа двух полушарий и прочные нейронные связи.
Занятия по «запуску речи» включают в себя:
*тренировка речевой слуховой памяти и внимания
*тренировка мышц артикуляционного аппарата (элементарные *упражнения артикуляционной гимнастики)
*различение звуков на слух
*развитие тактильных ощущений, простраственных представлений
*развитие чувства ритма, пауза
*работа над слоговой структурой слова
*формирование когнитивных процессов.
Все занятия должны включать элементы нейрокоррекции, упражнения для крупной и мелкой моторики ребенка.
Нейропсихологические подходы к развитию речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Занятия будут полезны и детям без речевых недостатков, так как высокий уровень речевого развития способствует форомированию мышления, памяти, внимания, регуляции проведения, а умение точно и правильно излагать свои мысли — необходимое условие эффективности обучения в школе и успеха в будущей взрослой жизни.
Значение речи в нашей жизни трудно переоценить,
речь -важнейшее условие познавательного и личностного развития ребенка, она также является основным средством общения людей. Как правило, наибольших успехов в учебе и работе, в личной жизни достигает тот, кто умеет четко излагать свои мысли, хорошо владеет речью. Поэтому если мы думаем о будущем наших детей необходимо заниматься их речевым развитием с детства.
Так же, хочу напомнить, что в коррекции и запуске речи важна слаженная работа родителей, психологов, логопедов и др специалистов.
Список литературы:
1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Гуманитарный издательский центр, 2004
2. Запускаем речь у неговорящих детей: Диагностика и коррекция. От безречия до фразы. Логопедические занятия | Кулькова Нина Львовна 2020 г.
3. Нейропсихологические игры. 10 Волшебных занятий на развитие пямяти, внимания, моторики. Гончарова, Черткова 2020г