Ирина Панова
Консультация «Запреты в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема запретов в воспитании малышей исследуется психиатрами, психологами и педагогами. Время от времени появляются крайние варианты подхода к воспитанию, начиная от жёстких запрещающих форм воспитания, заканчивая предоставлением ребёнку полной свободы, совершенно исключая из лексикона воспитателей слово «нельзя».
Публикация «Консультация „Запреты в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
В эпоху домостроя младенцев полагалось туго пеленать, а затем применять массу запретов для воспитания послушного и кроткого ребёнка. У японцев, наоборот, до шестилетнего возраста малышу позволяется абсолютно всё! А уже после шести лет применяется жёсткая система правил и запретов направленая на воспитание личности, способной жить в коллективе со строгой иерархией и соблюдением принятых норм.
Здесь необходимо обратить внимание на то, что воспитание отражает устройство общества, в котором живёт человек. Нельзя рассматривать подходы к воспитанию вне зависимости от тех условий жизни социума, где эта система сформировалась.
Одной из главных целей любого воспитания является обучение индивидуума умению адаптироваться в жизни, успешно выживать как в условиях привычной обстановки, так и любой другой. То есть, воспитание должно быть, прежде всего, адекватным! (см статью - 10 принципов педагогического воспитания детей)
Можно ли представить воспитание без запретов и ограничений?
Трудно. Поэтому исключать слово «нельзя» из лексикона мамы было бы преждевременно. Но подходить к запретам надо разумно. Вряд ли годовалый малыш способен воспринять объяснения мамы, почему нельзя совать пальчик в розетку, но неприятный окрик при подобной попытке усвоится на уровне условного рефлекса, пусть не с первого раза, но может ограничить опасное поведение. Речь здесь идёт о предотвращении опасности для жизни и здоровья ребёнка.
Есть и моральные ограничения, которые также неплохо было бы усвоить на подкорковом уровне. Японскому малышу дозволительно отобрать понравившуюся игрушку, ударить совочком соседа по песочнице, пнуть маму. Она только скажет, что ей больно, равно как другому ребёнку. А сможет ли карапуз сделать из таких замечаний правильные выводы?
Поэтому некоторые бесспорные правила человеческого общежития стоит впитывать с раннего детства. Все мы соглашаемся с таким постулатом, что человек свободен в своих действиях до тех пор, пока его действия не приносят вреда другому человеку.
В любом человеческом обществе существуют правила поведения (в том числе и законодательные) ограничивающие свободу индивида. Поэтому нельзя полностью исключать систему запретов при воспитании личности, которая начинает формироваться с первых дней жизни. Только подходить к этому надо разумно, говорить твёрдое «нельзя» только в тех случаях, когда есть угроза жизни и здоровью самого малыша (тыкать чем-то в розетку, открывать окно, крутить вентиль газа и т. п.) или другого человека, а также любого живого существа (сыпать песок в глаза соседа, бить кошку, наступать на цыплёнка и прочь.)
Формы запретов могут быть словесными, а можно просто взять ребёнка за ручку и увести, ограничивая его опасные действия. Безусловно, в статье не идёт речь о каких-то жестоких методах воспитания.
Да и запрещающие моменты зависят от требований конкретного социума. Но есть общечеловеческие ценности и заповеди. Они, кстати, даны именно в запрещающей формулировке : не убий, не укради, не навреди.