МААМ-картинки

Занятия — эксперименты для детей старшего дошкольного возраста. «Загадки растворимости. Цветы на воде. Шпионские игры» (7 фото)

Оксана Берлянчик
Занятия — эксперименты для детей старшего дошкольного возраста. «Загадки растворимости. Цветы на воде. Шпионские игры»
▼ Скачать + Заказать документы

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ

Дети стремятся больше узнать о мире, который их окружает. Вместе с игрой значение в развитии ребенка играет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к умозаключениям. Дети очень заинтересовываются и увлекаются процессом обучения, когда сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, когда предоставляется возможность приобретать знания «самостоятельно».

Публикация «Занятия — эксперименты для детей старшего дошкольного возраста, „Загадки растворимости, Цветы на воде, Шпионские игры“» размещена в разделах

Дошкольники – это пытливые исследователи, чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше информации впитывает ребенок. Поэтому в дошкольном воспитании и обучении особое место необходимо отвести детскому экспериментированию.

Цель исследовательской деятельности в ходе экспериментирования : способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, научить видеть проблему, ставить цель, анализировать изучаемый объект, выделять существенные признаки, связи, выдвигать гипотезы, делать выводы. Воспитывать наблюдательность, аккуратность при проведении опытов и соблюдение правил безопасности.

В нашей группе мы создаем условия для развития познавательной и речевой деятельности детей средствами экспериментальной деятельности. При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности. Опыты и эксперименты проводим разные : демонстрационные (педагог сам проводит эксперимент) и фронтальные (дети сами непосредственно делают опыты).

Занятия – эксперименты для детей старшего дошкольного возраста.

Загадки растворимости.

Цель: показать детям, что есть вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способами очистки воды – фильтрованием; развивать умение предполагать и делать выводы.

Материалы: стеклянные баночки, вода, марганцовка, стиральный порошок, соль, мука, растительное масло, варенье, активированный уголь, ложки, бумага, марля, воронка, клеенка для стола.

Ход опыта.

Воспитатель. Сегодня мы изучим свойства веществ вместе с Незнайкой. Он хочет разобраться, что будет с водой, если в нее что-нибудь добавить из аптечки доктора Пилюлькина.

Перед проведением эксперимента напоминаем правила техники безопасности: нельзя пробовать на вкус вещества- можно отравиться; нюхать осторожно, направляя запах от стакана ладошкой – вещества могут быть едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Воспитатель. Что изменится, если растворить предложенные вещества в воде?

(Дети растворяют вещества в разных баночках.)

- Что произошло с водой после смешивания?

Дети: соль исчезла в воде, вода осталась прозрачной; марганец окрасил воду; с мукой вода стала мутной, масло плавает сверху пленочкой - не растворилось.

Воспитатель. Можно ли очистить воду от разных веществ?

С помощью чего это можно сделать?

Детям предлагаем взять различные материалы вату, бумагу, марлю.

Самый простой способ – фильтровальная бумага.

Вырезаем круг и вкладываем в воронку.

Складываем марлю, вату – вкладываем в воронку.

- Что удалось отфильтровать?

Дети. Масло, оно сразу осталось на бумаге, потому что не растворяется в воде. Соль, марганец, порошок –не отфильтровались – хорошо растворились.

Воспитатель. А для чего уголь лежит в аптечке доктора Пилюлькина?

(некоторые дети сказали, что его принимают при отравлении, поносах)

У воспитателя в стакане налита вода с растворенной в ней тушью, бросаем туда таблетки активированного угля - вода начинает светлеть.

Дети. Уголь тоже очищает воду. (принцип работы некоторых фильтров для воды).

Делаем выводы с детьми.

Дети пришли к выводу, что воду можно очистить от некоторых веществ, а от некоторых нет; вещества в процессе очистки остаются на фильтре.

Такую воду пить нельзя, но можно использовать в быту.

Незнайка благодарит за помощь.

Цветы на воде.

Цель: познакомить с некоторой особенностью воды – умением подниматься; развивать познавательный интерес; учить самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания, воспитывать аккуратность, чуткость к окружающему миру.

Материалы: бумага, миска с водой, ножницы, карандаш, цветные карандаши.

Ход опыта.

Незнайка приходит в группу с бумажным цветком и миской, в которую налита вода.

Незнайка. Сейчас я вас буду удивлять, фокусы показывать, а вы после ответьте на вопрос: «Почему цветок раскрывается

Воспитатель. Дети, берите листок бумаги и вырезайте по шаблону цветок как у Незнайки. Раскрасьте внутреннюю часть цветка, согните, закройте цветок, прижав лепестки.

Незнайка. Помещаю цветок в миску с водой – что происходит?

Дети. Распускается, лепестки раскрываются.

Воспитатель. Кладите свои цветы в миску.

Дети проделывают опыт.

Незнайка: Так почему цветок раскрывается?

Дети. Бумага намокла.

Делаем выводы с детьми.

Вода поднимается по порам бумаги, заполнив дно цветка, она давит на сгибы лепестков и они открываются.

Эврика. Почему яйцо не тонет?

Цель: выяснить, как ведет себя яйцо в обычной воде и в растворенной в ней соли.

Материалы: яйцо, сваренное вкрутую; стакан воды, 4 чайные ложки соли.

Ход опыта.

Незнайка. Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Здравствуй, Незнайка, с чем ты сегодня к нам пришел?

Незнайка. У меня есть два варенных яйца и два стакана воды – в одном стакане яйцо лежит на дне – утонуло, а в другом – плавает. Почему, я не пойму?

Воспитатель. Вот у нас стаканы с водой давайте положим туда яйца.

Дети кладут яйцо в стакан, у всех яйца тонут.

Воспитатель. Что же происходит? Ни у кого яйцо не плавает.

Дети. Может, вода не такая налита? Может быть у Незнайки там не вода?

Воспитатель. Давайте проверим. Вода должна быть без цвета, запаха и вкуса. А у Незнайки в стакане какая вода?

Смотрим, что вода прозрачная, не пахнет ( правила безопасности вспомнить: нюхать осторожно, направляя запах от стакана ладошкой – вещества могут быть едкими и можно обжечь дыхательные пути).

Воспитатель. А на вкус, давайте попробуем?

Дети: Соленая.

Воспитатель. Так в чем секрет?

Дети. У незнайки во втором стакане вода соленая.

Воспитатель. Мы насыпаем себе в стаканы соль и кладем туда яйцо.

(проделываем опыт)

- А почему в соленой воде яйцо не тонет?

Дети в растерянности, некоторые вспоминают, что в соленом море легко плавать и можно лежать на воде.

Делаем выводы с детьми.

Яйцо тонет, потому что весит больше чем вытесняемая им вода, а если вода соленая, ее вес увеличивается. Сила поднимает яйцо к поверхности и оно плавает. Этот закон о плавучести тел открыл ученый Архимед.

Полет на ракете.

Цель: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя; о значении воздуха для полета самолета.

Материалы: два стула, толстая нить, шарик, скрепка, скотч и коктельная

трубочка.

Ход опыта.

В гости приходит Незнайка и приносит фотографию ракеты.

Незнайка. Я принес фотографию ракеты, на которой

летал на Луну. А теперь я хотел бы полететь на самолете, он летит медленнее и мне удобнее будет все рассмотреть в иллюминатор.

Воспитатель. Можно, ребята, лететь в космос на самолете?

- Почему нельзя?

- Для чего самолету воздух?

Воспитатель. Самолет взлетает и летит, как бы опираясь на воздух крыльями, как птица.

Пускаем бумажный самолет.

А ракета летит в космосе, а там воздуха нет. И еще Земля очень сильная: все притягивает и не отпускает. Чтобы преодолеть притяжение надо быстро лететь.

Незнайка. Значит ракета самый быстрый вид транспорта на Земле?

Воспитатель. Да, благодаря тому что у ракеты особый двигатель – реактивный. Газ с огромной силой вырывается через отверстие в днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков в другую.

Хотите увидеть как это работает?

Возьмем маленький воздушный шарик, соломинку, зажим, клейкую ленту, толстую нить.

Показ опыта.

- Надуваем шарик и закрываем его с помощью зажима.

- Прикрепляем соломинку на шарик с помощью клейкой ленты.

- Натягиваем нить между двумя стульями, предварительно продев нить через соломинку, приклеенную к шарику.

- Убираем зажим. Воздух выходит, шарик летит по всей длине нити.

Детям предлагаем поиграть с шарами «Чей быстрее летит» (дети надувают шары, держат пальцами, разжимают пальцы – шарик летит)

Делаем выводы с детьми.

Воздух вырывается в одну сторону, а шар летит от толчков в другую

Чем больше воздуха в шаре, тем быстрее шар летит. Значит и в ракете, если топливо хорошо сгорает и газы с силой вырываются, ракета летит быстрее.

Шпионские игры.

Цель: выявить возможность использования различных веществ вместо чернил и грифеля, способы их проявления.

Материалы: лимон, ватные палочки, йод, листы бумаги, свеча.

Ход опыта.

К нам опять пришел Незнайка.

Незнайка. Ребята, ко мне в руки попало секретное письмо, в котором написано, где спрятаны в группе всякие сладости. А прочитать я его не могу – буквы на нем невидимые – помогите, пожалуйста.

Воспитатель. Что же делать? В одной книге я читала, что при нагревании появляются буквы, давайте попробуем. (впоминаем правила техники безопасности).

Зажигаем свечу – нагреваем бумагу, буквы проявляются, видно не очень четко, но прочитать можно.

- Сладости мы сейчас найдем, но у нас есть еще один способ расшифровки, более безопасный. В стакан с водой капаем несколько капель йода и этим раствором смазываем лист – читаем письмо.

Воспитатель. Под действием йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым (мы проводили опыт с картофелем и йодом).

Лимонный сок обесцвечивает цвет, поэтому написаное проступает в виде белых букв, если записку зашифровали.

- Я вам уже подсказала, чем писали письмо, кто внимательно слушал? (лимонным соком)

Дети получают найденные конфеты.

- А теперь давайте сами напишем секретное письмо.

Для этого нам понадобится лимонный сок (выжимаю из лимона, лист бумаги, ватные палочки, свеча, настойка йода.

Дети проделывают опыт. Затем воспитатель некоторые работы нагревает над свечой - видим результат.

Остальные дети используют для расшифровки настойку йода (можно поменяться секретными письмами для расшифровки).

Незнайка. Спасибо вам, ребята, за то, что разгадали секрет, нашли клад -

все тайное становится явным.

Делаем выводы с детьми.

Писать можно не только ручкой и карандашом, но и другими веществами.

Задание на дом узнайте вместе с родителями, чем еще можно написать секретное письмо.

(Вика Н. – писала дома с мамой молоком. Никита В. и Оля К. сказали, что есть ручки с невидимыми чернилами)

Магниты.

Цель: познакомить с понятием «магнит», выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материалы: магниты, некоторые предметы, стакан с водой, скрепки.

Ход опыта.

В группе появляется Незнайка с новой задачкой:

«Ребята, помогите, Знайка предложил решить задачу, я думал, думал и ничего не придумал».

Воспитатель. Что же это за хитрая задача?

Незнайка. Как из стакана с водой достать скрепку не замочив рук?

Воспитатель. Давайте подумаем, как помочь Незнайке.

Дети предлагают достать скрепку ложкой, вылить воду, перевернуть стакан.

Воспитатель. Чтобы вам легче было догадаться, посмотрите – вот лежат различные предметы (пластмассовые игрушки, деревянный конструктор, мелкие металлические предметы). Что с ними произойдет, если к ним поднести магнит?

Дети. К магниту притянутся железные предметы

Воспитатель. Теперь догадались, как достать скрепку из воды.

У детей стаканы, наполненные водой, со скрепкой. У каждого магнит. Проводим опыт.

Делаем выводы с детьми.

Магнитная сила действует сквозь воду и стекло.

Задание на дом: поэкспериментировать с магнитом, и выяснить через какие еще предметы он может действовать.

(магнитная сила действует через бумагу, картон, дерево)

Тепло против холода.

Цель: доказать детям, что теплый воздух более легкий, чем холодный, дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света.

Материалы: лист бумаги, нитка, иголка, шаблоны.

Ход опыта.

Незнайка загадывает загадку про солнце.

Воспитатель. На что похоже солнце? (огненный шар)

Солнце – самая близкая к Земле звезда. Солнце – главный осветитель. Что было бы, если бы не было бы Солнца? (Чуковский «Краденое солнце»)

Не будь солнца, все погрузилось бы во тьму, и жизнь на Земле бы угасла. Как проверить, что Солнце дает нам тепло?

Представим, что лампа – это Солнце. Поставьте ладошку. Что вы чувствуете?

Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце – это раскаленное небесное тело. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло.

Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от нее нагревается

воздух. Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх.

Незнайка. Хотите в этом убедиться?

Воспитатель. Рисуем на бумаге большой круг и вырезаем его. Проводим по контуру линии, чтобы получилась спираль, вырезаем ее. На что похожа спираль? (на змею)

- Я вам помогу с помощью надеть сквозь головку нитку. Подвести змею над

лампочкой.

- Что наблюдаете?

- Почему спираль вертится?

Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться. Так мы убедились, что теплый воздух поднимается вверх, а холодные слои опускаются вниз.

Незнайка. Над чем еще можно подержать спиральку, чтобы она крутилась?

Дети. Плита электрическая, батарея, свеча.

Воспитатель. Да, ребята, вы совершенно правы, но нужно быть очень осторожными и соблюдать технику безопасности, лучше всего опыты проводить с взрослыми.

(дети весь вечер держали змейку на батареей центрального отопления)

Еще поводилось большое количество опытов и всегда дети с интересом откликались на решение предложенных задач.

Литература.

1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

2. Занимательные эксперименты и опыты / [ Ф. Ола и другие]. – М. : Айрис – пресс, 2012.

Занятия — эксперименты для детей старшего дошкольного возраста. «Загадки растворимости. Цветы на воде. Шпионские игры»
Фото «Загадки растворимости. Цветы на воде. Шпионские игры»
Занятия — эксперименты для детей старшего дошкольного возраста. - фото
Фото №1 ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ Дети стремятся больше узнать о мире который их окружает Фото №2 Вместе с игрой значение в развитии ребенка играет познавательная деятельность в процессе которой формируется способность к умозаключениям Фото №3 Все конспекты Опытно экспериментальная деятельность Опыты и эксперименты Фото №4 Конспекты занятий НОД Плавание
Публикации по теме:

Позновательно-экспериментальная деятельность детей.Позновательно-экспериментальная деятельность детей. Дети пятого года жизни начинают интересоваться» всем на свете». Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает.

Экспериментальная лаборатория «Почемучка» Нащ детский сад имеет возможность разместить в одном из помещении экологическую комнату в которой находятся комнатные растения, аквариумы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия — эксперименты для детей старшего дошкольного возраста. «Загадки растворимости. Цветы на воде. Шпионские игры»
Опубликовано: 23 апреля 2013 в 19:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятия — эксперименты для детей старшего дошкольного возраста. «Загадки растворимости. Цветы на воде. Шпионские игры»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Берлянчик в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД