Наталья Петряева
Занятия в системе дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?
Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий : поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Публикация «Занятия в системе дополнительного образования» размещена в разделах
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т. д.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.
Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных искусств, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какому виду искусства он обучает. Поэтому, методические рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях занятий.
Примерная модель занятия в ОУ ДОД
Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает :
• учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
• согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
• определяет взаимосвязь содержания занятий с предыдущими и последующими;
• определяются тип и структура занятия;
• его тема, цель, задачи.
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие, выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу, определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех этапах занятия в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
Основные требования к современному занятию.
• Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных, развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
• Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
• Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
• Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
• Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
• Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.
Основные принципы обучения
Организация и содержание занятий в детских объединениях интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных еще Я. А. Каменским, и, в дальнейшем, усовершенствованных Е. Н. Медынским для внешкольного образования взрослых в России :
• научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
• природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
• последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
• доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
• сознательности и активности;
• наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
• индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
• заинтересованности и мобильности (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
• обеспечение отбираемой информации.
Структура различных типов занятий
Тип занятия Основные элементы структуры занятия
Комбинированное занятие Организационная часть
• Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
• Изложение нового материала.
• Первичное закрепление новых знаний, применение их на практике.
Занятие сообщения и усвоения новых знаний Организационная часть
• Изложение нового материала и закрепление его.
Занятие повторения и обобщения полученных знаний Организационная часть
• Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
• Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
• Подведение итогов.
Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков Организационная часть
• Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
• Сообщение и содержание задания, инструктаж его выполнения.
• Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
• Обобщение и оценка выполненной работы.
Занятие применения знаний, умений и навыков Организационная часть
• Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
• Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.
Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУДОД:
• репродуктивный;
• словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
• методы практической работы;
• метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
• исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
• методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др. ;
• проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
• метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
• наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
• использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий :
• анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
• психологические тесты;
• создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение);
• психологический театр;
• деловая игра.
Общие требования к написанию плана-конспекта занятия
Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:
• цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
• учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
• образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
• ведущие виды деятельности участников занятия;
• структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
• содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
• мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
• формы и способы взаимодействия с детьми, общение;
• диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
• приемы управления вниманием, активизация детей;
• типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
• образцы корректирующих упражнении;
• приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
• диагностика результатов занятия, подведение итогов.
Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
Традиционные занятия Нетрадиционные занятия
Лекция
Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся. Презентация предмета, явления, события, факта.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.
Семинар
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога. Социадрама
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.
Дискуссия
Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы - расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения. Защита проекта
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Конференция
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов. Философский стол
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни - «Свобода и долг», «Человек природа» и т. п.
Экскурсия
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью. «Крепкий орешек»
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
Туристический поход
Передвижение группы людей с определенной целью. Конверт вопросов
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Учебная игра
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия. Выпускной ринг
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.
Утренник, праздник т. д.
Организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности. Психологическое занятие
Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.