Авалова Наталья
Занятия в родительской школе для родителей детей с РАС. Формирование внимания детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с особенностями внимания детей с РАС и некоторыми игровыми приемами его развития; дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях.
Задачи:
• пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
• просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии;
• создание благоприятной атмосферы в группе родителей;
Публикация «Занятия в родительской школе для родителей детей с РАС, Формирование внимания детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
• обучение приемам активизации жизненных сил с опорой на личностный потенциал
ХОД ВСТРЕЧИ
Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу и оформляют «визитки».
Ведущий. Добрый день, дорогие родители. Спасибо, что вы пришли сегодня в очередной раз на нашу встречу.
Упражнение «Снежный ком»
Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени.
Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку. Пример: 1. Сергей строгий - 2. Сергей строгий, Петр прилежный - 3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т. д.
Упражнение «Мы похожи»
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
- Ты похож на меня тем, что.
- Я отличаюсь от тебя тем, что.
Второй вариант: эти две фразы участник говорит соседу, сидящему справа, а затем соседу, сидящему слева.
В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи, и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия.
Мини лекция «Особенности внимания детей с РАС»
В целом для психического развития при РДА свойственна неравномерность. Так, повышенные способности в отдельных ограниченных областях, таких, как музыка, математика, живопись, могут сочетаться с глубоким нарушением обычных жизненных умений и навыков. Одним из главных патогенных факторов, обусловливающих развитие личности по аутистическому типу, является снижение общего жизненного тонуса. Это проявляется прежде всего в ситуациях, требующих активного, избирательного поведения.
Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У детей, страдающих РДА, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, могут буквально завораживать детей, что можно использовать для концентрации внимания ребенка. Это может быть какой-либо звук или мелодия, блестящий предмет и т. п.
Характерной чертой является сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание ребенка с РДА устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации, а проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался.
Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами.
Если в норме человеческое лицо является самым сильным и привлекательным раздражителем, то дети с РДА отдают предпочтение разнообразным предметам, лицо же человека практически мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта.
Упражнение «Чего не хватает?»
Стимульный материал для упражнения: 2 набора «найди отличия».
Родители делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.
Игра «Акустики»
Участники садятся в круг. Ведущий дает задание: «Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре». Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, что происходит за окном.
Упражнение «Квадрат»
Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4, бумага, пишущие принадлежности.
Участникам предъявляется поле, на котором в случайном порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача - как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Задание выполняется индивидуально на своем листе.
Игра «Пишущая машинка»
Каждому участнику присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, он должен встать.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.
Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.
Упражнение «Четыре стихии»
Участники слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.
Далее участники начинают перемещаться по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе.
Земля - руки вниз
Вода - руки вперед
Воздух - руки вверх
Огонь - руки прижать к груди.
Свободная беседа
Спасибо всем за проделанную работу. Мы прощаемся с вами до следующей встречи.