Анна Ракутова
Занятия познавательного цикла «Мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия познавательного цикла "Мир воды"
Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни,
где и в каком виде существует вода в окружающей среде.
Познакомить с различными природными явлениями.
Формировать основы бережного обращения с водой.
План реализации проекта:
1. Тема: «Вода вокруг нас»
Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, где и в
Публикация «Занятия познавательного цикла „Мир воды“» размещена в разделах
каком виде существует вода в окружающей среде.
Наблюдение «Какая вода льется из крана?»
Цель: закрепить представления детей о том, что в водопроводе, который
имеется во всех домах и квартирах города, бывает разная вода: горячая и
холодная. И та, и другая - прозрачная, принимает форму любого сосуда.
Воспитывать бережное отношение к расходованию воды.
Рисование «Экологические знаки»
Цель: воспитывать бережное отношение к воде, к ее расходованию.
Совместная работа с родителями.
Тематическая выставка: «Берегите воду», «Не загрязняйте водоемы».
Выводы по тем: Мы не можем прожить без воды. Вода - это и озера, и
реки, и океаны. Кажется, что воды на Земле много. Но это не так: пресной
воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом
такой чистой воды становится все меньше и меньше, т. к. люди загрязняют
водоемы.
2. Тема: «Куда бежит речка»
Цель: познакомить детей с особенностями водоемов на примере рек.
Наблюдение за ручейками
Цель: обратить внимание на то, что в природе даже очень большие речки
часто начинаются с маленьких ручейков.
Рисование «Речка с ручейками»
Цель: учить детей передавать в рисунке особенности реки и ручейков,
развивать воображение и фантазию, умение работать коллективно.
Предложить детям нарисовать на большом листе бумаги большую речку,
а затем каждый ребенок нарисует свой ручеек, который в нее впадает.
Придумать название реке и ручейкам.
Выводы по теме: На Земле много разных рек - больших и маленьких. Все
они куда-то бегут: некоторые из них в другие речки, некоторые - в океаны,
моря, озера. В реках вода движется, а в озерах стоит. Большая река
образуется из множества маленьких и средних ручейков. Все они связаны
между собой.
3. Тема: «Эта волшебница-вода»
Цель: познакомить детей с различными природными явлениями (дождь,
роса, снег, иней и пр.); показать разнообразие состояний воды в окружающей
среде.
Предложить детям отгадать загадки о воде, обсудить стихотворение С.
Жупанина «Дождь идет».
Наблюдение за облаками
Цель: обратить внимание детей на облака, рассказать, что они состоят из
капелек воды; развивать воображение и фантазию.
Аппликация «Небо с облаками»
Цель: уточнить знания детей об облаках, полученных во время
наблюдения.
Совершенствовать умение детей пользоваться ножницами.
Воспитывать желание работать в коллективе.
Наблюдение за снегом
Цель: расширять представления детей о разных формах снежинок, о том,
что снег бывает разным и его цвет зависит от чистоты.
Рисование «Хоровод снежинок»
Цель: закрепить представления детей о том, что все снежинки состоят из 6
лучиков, но сочетание и расположение этих лучиков может быть различным.
Наблюдение за сосульками
Цель: обратить внимание детей на то, что сосульки появляются на
солнечной стороне дома, уточнить, как «растут» сосульки, проследить за тем,
как с них стекают капельки воды.
Лепка «Сосульки»
Цель: закрепить умение детей работать пластилином; учить передавать
форму наблюдаемого объекта.
Рисование «Портрет воды»
Цель: закрепить знания детей о различных природных явлениях (дождь,
снег, пар, облако, сосулька, река и т. п.); развивать память. Воспитывать
желание работать в коллективе.
Предложить детям нарисовать какой-то один портрет воды, затем все
«портреты» складываются вместе. Позже из них совместно с детьми
можно составить альбом «Портреты воды».
Выводы по теме. Вода в окружающей среде бывает разной: это дождь,
снег, сосульки, лед, пар, река и пр.
4. Тема: «Какой бывает вода»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их
внимание на то, что даже такой привычный объект как вода, таит в себе
много интересного.
Опыт№ 1 «Вода — прозрачная»
Опыт № 2 «У воды нет вкуса»
Опыт № 3 «Уводы нет запаха»
Опыт № 4 «Лед — это твердая вода»
Опыт № 5 «Лед - это тоже вода»
Опыт № 6 «Вода жидкая, может течь»
Опыт № 7 «Чторастворяется в воде, что — нет?»
Опыт № 8 «Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Опыт № 9 «Вода не имеет формы»
Выводы по теме: Перечислить все свойства воды, о которых узнали в
результате проведенных опытов (вода - это жидкость без цвета, запаха,
формы и т. д.)
Наблюдение «Кто живет в аквариуме»
Цель: уточнить знания детей об особенностях поведения рыб, обратить их
внимание на водоросли, улиток, предложить подумать: смогут ли они
прожить без воды.
Учить замечать изменения в состоянии аквариума (грязь на дне, налет на
стекле, желтые листья и стебли, уменьшение воды, устанавливать
взаимосвязь между состоянием аквариума и жизнью его обитателей.
Опыты: "Могут ли водоросли жить без воды" Во время
наведения порядка в аквариуме лишние водоросли положить на блюдце и
посмотреть, смогут ли они жить дез воды.
Рисование «Обитатели аквариума»
Цель: закрепить знания детей об обитателях аквариума, воспитывать
умение коллективно выполнять работу.
Выводы: вода - это дом для рыб, водорослей, улиток.
Подвижные игры:
• «Ручейки и озера»
• «Где, чей дом»
• «Ходят капельки по кругу»
• «Через ручеек»
• «Расскажи без слов» (с элементами пантомимы)
• «Рыбная ловля» и др.
Сюжетно-ролевые игры:
• «Моряки»
• «Морское путешествие» и др.
Рассматривание:
• альбом «Вода и ее свойства»
• Большая детская энциклопедия
• Почемучка
• Журнал «Дошкольное образование» и пр.
Экологический праздник «Всемирный день воды»
Анализ. «Что мы узнали?» - обсудить с детьми то, что они узнали о воде,
чему научились, что сделали своими руками (высказывания детей записать).