Светлана Савина
Занятия по экологическому воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Красная книга Калмыкии. Экскурсия в степь. Животные и птицы степи.»
Цели:
1. Закрепить представление детей о степи. Продолжать работу по формированию экологических представлений;
2. Расширять представление детей о птицах и животных Калмыкии (суслик, тушканчик, сайгак, орел, журавль – красавка);
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Формировать интерес к животному миру степи. Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно – эстетические чувства в общении с природой;
4. Способствовать развитию любознательности. Развивать у детей слуховое внимание;
5. Воспитывать чувство гордости за красоту родного края и желание сохранить ее;
6. Развивать пространственное воображение, закреплять название обобщающих слов: перелетные птицы, грызуны, степные, хищники, травоядные.
Ход занятия.
(Дети встают в круг).
Ребята, давайте вспомним стихотворение, которое недавно учили о Родине.
Хором: Я узнал, что у меня
Есть огромная семья
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое –
Это все мое, родное.
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
А что такое Родина (ответы детей).
Родина – это где мы родились, где наш дом, где наши мама и папа, наши родные, друзья, где нас любят, где нам хорошо.
И у животных, так же как и у людей есть свой дом, своя Родина.
Ребята, давайте вспомним, как же называется наша большая страна наша Родина (наша страна Россия). А как называется республика, в которой мы с вами живем? (республика Калмыкия). А как называется наш родной город? (Лагань).
Сегодня я вам принесла что-то интересное. Отгадайте, что это?
С листочками, а не дерево
Не рубаха, а сшита
Не человек, а рассказывает.
Правильно, ребята, это книга. Посмотрите, сколько здесь интересных книг (выставка книг). Мы их уже рассматривали. Скажите, о чем они? (о птицах, животных, растениях). А вот эта книга еще интереснее. Посмотрите, какого она цвета? (красного). Что обозначает красный цвет? Красный цвет предупреждает нас - стой! Остановись! Красный цвет – цвет опасности. Многих животных и растений на земле осталось очень мало. Редко их можно встретить. Их так и называют – редкие. Редкие растения и животные охраняются законом, но невоспитанные люди часто нарушают этот закон, потому что они жестоки по отношению к природе. Как поступают невоспитанные люди? (ответы детей). Задумались люди, как остановить это безобразие?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни?
И вот ученые решили создать Красную книгу. Вот так выглядит Красная книга Калмыкии. В ней указаны названия растений и животных, которых осталось мало, которых надо охранять. О них мы сегодня и поговорим.
Ребята, я хочу вас пригласить на экскурсию в наш прекрасный и милый степной край – нашу родную степь.
Как же нам туда попасть? Давайте закроем глаза, повернемся вокруг и скажем волшебные слова: «Кружись, вертись, в степи очутись!»
Слайд №1. Степь.
Вот мы и в степи широкой, просторной – давайте присядем.
На все стороны степь
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь
Неоглядный простор!
Ребята, а что это за цветы в степи? Очень красиво весной в степи! Ребята, а для кого степь родной дом? Какие животные и птицы живут в степи?
Значит, мы пришли к ним в гости. Как же мы должны себя вести? (не кричать, не рвать траву и цветы, не трогать гнезда птиц, не пугать животных).
Слайд №2 – Суслики.
Ой, смотрите, кто же это прошмыгнул мимо нас? Встали как столбики и посвистывают? (суслики). А кто такие суслики? (ответы детей). Суслики всю зиму спят, а весной выходят из норок. Если суслик вышел из норки и засвистел – значит, наступила весна. Суслики питаются семенами и корнями растений, травой. У них глубокие норы, они живут большими семьями. У них в норке есть прихожая, кладовая и спаленка.
Слайд №3 – Тушканчик.
Ребята, а что это за интересное животное?
Знай, две пары ног имею.
В норке целый день я сплю.
Солнце сядет и стемнеет.
В ночь пастись я выхожу (Тушканчик).
А что интересного мы знаем о тушканчике? (ответы детей).
Тушканчика называют маленьким кенгуру. У него передние лапки короткие, этими лапками он добывает себе пищу, роет норки, а задние ноги тушканчика длинные и очень сильные, поэтому он быстро прыгает. Длинный хвост с кисточкой на конце поддерживает его при прыжках и служит ему рулем. А еще тушканчика называют земляным зайцем, потому что он похож на зайца, но живет под землей, и только по ночам выходит из норки пастись и бегать. Питается тушканчик семенами, луковицами тюльпанов и корнями растений. Всю зиму он спит. Тоже имеет кладовочку и спаленку. Тушканчик и суслик – это грызуны, у них острые зубы.
Живут в степи и более крупные животные. А вот и они. Тихо. Не спугните их.
Слайд №4. Сайгак.
Вот видите, какие они чуткие и пугливые – убежали.
Сайгаки – это степные антилопы – это гордость Калмыкии, потому что живут только в степях Астраханской области и у нас в Калмыкии. Раньше сайгаков было много, но охотники уничтожали их. Сейчас сайгаки занесены в Красную книгу Калмыкии. Суслики, тушканчики, хомяки и другие животные степи тоже занесены в Красную книгу. Но у них все равно есть враги. Кто это? ( ответы детей: хищники: лисы, волки, орлы, пожары).
Давайте поиграем. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
1. Заяц зимой белый, а летом?
2. У зайца хвост короткий, а уши?
3. Лиса пушистая, а еж?
4. У лисы шерсть мягкая, а у волка?
5. Сайгак травоядное животное, а волк?
6. У тушканчика передние лапки короткие, а задние?
7. Еж бегает, а тушканчик? (прыгает).
Продолжаем экскурсию.
Слайд №5 – Орел.
Нет того, кто не боится
Этой грозной, хищной птицы.
Кто куда бы ни забрел,
Сверху видит все орел.
Как называют орла? (хозяином степи). Почему его так называют? ( ответы детей: высоко летает, все видит, у него зоркие глаза, сильные крылья, ноги, цепки когти, большая птица – хищник).
Где подстерегает опасность орлов? Орлы тоже занесены в Красную книгу.
Слайд №6. Журавль-красавка.
Хорошая пора – весна. И в степи тоже зарождается любовь между прекрасными степными птицами. А вот и они. Кто это? (Журавль – красавка).
Прилетели журавли,
Плавно ходят по степи,
Длинноноги, длинношеи,
Грациозны и важны.
Ребята, откуда прилетели весной эти птицы? (С юга). Почему? (на Родину, выводить птенцов). А где же степные птицы делают гнезда? (на земле, среди травы). Как журавли защищаются от хищников? (у них сильный клюв).
Журавли-красавки тоже занесены в Красную книгу.
Слайд №1. Степь.
Игра «Помоги птенцу».
Вытяните руки и представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Ему холодно, согрейте птенчика, спрячьте в ладошки, подышите на него, прижмите его к груди, отдайте птенцу доброту своего сердца, а теперь раскройте ладони, наш птенец согрелся, замахал крылышками, поможем ему взлететь, улыбнемся ему и помашем вслед.
У каждого живого существа есть детеныши. Давайте их назовем.
лиса – лисенок суслик - сусленок
волк – волчонок гусь – гусенок
орел – орленок лошадь - жеребенок
сайгак – сайгачонок ворона - вороненок
мышь – мышонок журавль – журавленок
Сегодня наша экскурсия по степи заканчивается, но мы с вами еще вернемся сюда и узнаем много нового и интересного. Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А чем мы с вами можем помочь ей? (не ломать ветки, не рвать цветы, не обижать животных, не бросать мусор, не жечь костров и об этом рассказать всем).
Ребята, хотите мы с вами сделаем свою Красную книгу, каждый раз узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинками и рассказами.
Мне очень было приятно с вами путешествовать по нашей степи, ведь вы такие чуткие, внимательные и добрые дети. Оставайтесь такими всегда.
Слайд №7. Заключительное видео.