Наталья Галкина
Доклад «Работа по экологическому воспитанию в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радость и переживания, оставляет в них неизгладимые впечатления, формирует эстетические чувства. Каждому ребёнку совершенно необходимо чувство любви к природе, уважение ко всему живому, заботу о нём, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Пришла пора воспитывать детей в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать наши общие природные ценности везде, всегда. Это и составляет основу экологического воспитания, направленности на формирование ответственного отношения к окружающей среде. Проблема экологического воспитания и образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Влечение к природе заложено в каждом человеке от рождения, ибо он сам часть природы. Более сложным является для ребёнка усвоение связей, зависимости между объектами и явлениями живой и неживой природы.
Публикация «Доклад „Работа по экологическому воспитанию в средней группе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вполне очевидно, что чем теснее общение с природой, тем эффективнее экологическое воспитание. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребёнка в окружающий мир так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что-то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Для формирования элементарных представлений о природе и экологических, воспитания бережного и гуманного отношения к ней, в первую очередь необходимо научить детей понимать и устанавливать существующие в ней зависимости, действовать с полученными знаниями. Это стержень экологического воспитания дошкольников.
Планируя свою работу по экологическому воспитанию детей старшей группы, мы отталкивались от целей и задач, которые ставит перед нами Программа «От рождения до школы»/под редакцией Н. Е. Веракса,М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, программой «Формирование начал экологической культуры дошкольников» С. Н. Николаевой. Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т. е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребёнка, дать ему минимум знаний о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение. Для этого мы создали необходимую развивающую предметную среду :
Живой уголок, в котором размещены 6 видов растений; аквариум с рыбками; всё необходимое для ухода за ними.
Лаборатория для проведения опытов.
В групповой комнате имеется географическая карта мира, календарь природы, гербарий, коллекция камней, образцы почвы, иллюстрации; наборы открыток по теме животные, птицы, насекомые, растения; репродукции пейзажей.
Подобрана библиотека, в которую входят книги энциклопедического характера, художественная детская литература о природе, а также детские журналы «Филя», «Тошка».
Подготовили дидактические игры: лото «Дары лета», «Бабочки», «Съедобное -несъедобное», «Рыбы», «Четвёртый лишний», «Пищевая цепочка», «Удивительные превращения» и т. д.
Приобрели наборы животных: диких, домашних; птичий двор.
Работа по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию осуществляется нами в процессе разнообразных видов деятельности: наблюдения, занятия, игра, экскурсия. В работе с детьми мы используем различные методы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые, моделирование, экспериментирование и др. Мы учим детей вести календарь природы, где дети ежедневно отмечают состояние погоды; делают зарисовки растений, за которыми ведутся длительные наблюдения. Например: распускание почек, посадка лука и т. д.
Для того чтобы сформировать более полное представление об окружающем мире, мы на занятиях используем пейзажи знаменитых художников И. Шишкина, И. Левитана. При знакомстве с животными, мы читаем и рассматриваем иллюстрации из книг Е. И. Чарушина, где полно и живо описаны уже знакомые детям животные, благодаря этому интерес к животным возрастает.
В процессе любой деятельности мы учим детей мыслить, задавая им вопросы: «Зачем? Почему? Как ты думаешь? Кто думает по-другому?», чтобы дети могли высказать свою точку зрения.
Обучение на занятиях в старшем дошкольном возрасте становится основным средством образовательной работы в детском саду. Основной задачей обучения на занятиях является формирование у детей обобщённых знаний об объектах и явлениях природы, сезонных изменениях в ней. Другая, не менее важная задача – развитие навыков познавательной деятельности и совершенствование её способов. Особое внимание мы уделяем развитию умений целенаправленно наблюдать и анализировать природные явления, сравнивать объекты природы, устанавливать более глубокие связи между ними, делать обобщения.
Одна из наиболее распространённых форм занятия – беседа, которая предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания. Например, «Беседа о зиме», «Беседа о весне», Беседа о лесе» - эти занятия обобщающего типа, закрепляют и систематизируют знания детей о временах года и о лесе, как экосистеме. Часто беседа является частью занятия, например, при знакомстве с домашними и дикими животными, птицами, насекомыми. Такие занятия не проходят без наглядного материала: картины, иллюстрации, географическая карта, схемы, модели. При проведении бесед необходимо обеспечить высокую умственную и речевую активность детей. Для этого мы используем разнообразные приё мы: вопросы поискового, проблемного характера, работу с моделями, сравнения, упражнения в обобщениях и доказательствах. Например, на занятие «Сравнение белого и бурого медведя» дети работали с моделью «животные», затем сравнивая их внешний вид, сделали вывод, почему белый медведь не живёт в лесу.
Большое значение имеют занятия углублённо-познавательного типа, на которых используется такой метод, как экспериментирование. Эксперименты позволяют дать детям наиболее полную информацию об изучаемых явления или объектах, повысить наглядность и доступность материала, сделать процесс обучения наиболее эффективным и наконец, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность детей.
В условиях детского сада мы используем только элементарные опыты. Элементарность заключается, во- первых, в характере решаемых задач, они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое игровое оборудование. Например, на занятие «Ветер» проводился опыт со свечой, дети увидели, как появляется ветер; на занятие «Зачем зимой снег» - опыт с листом прозрачной упаковки, дети узнали, почему снег белый; на занятие «Вода и её свойства» - опыт с водой, который проводили сами дети, выяснили, что вода льётся, не имеет запаха, цвета, имеет объём. Часть опытов проводим сами, например, что происходит с водой при нагревании и куда поднимается воздух (опыт со «змейкой»).
Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинуты детьми. Практически они их ставят постоянно, задавая вопросы «почему» и «отчего». Например, на запрет не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный, можно заболеть. «А мне не холодно! Я закалённый!» Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путём постановки опыта со снегом, когда он растает, дети сами поймут, почему.
Поскольку опыт – это наблюдение в специально созданных условиях, то он может быть кратковременным, например, опыт со снегом – в какой воде быстрее растает, или – есть ли в почве воздух. А так же длительным, например, опыт с горохом по проращиванию; веточкой поставленной зимой в воду, для выяснения условий роста растений. Элементарные опыты мы включаем в самую разнообразную деятельность: игру, труд, прогулку. При этом сообщение какого-либо материала, становится такой же творческой деятельностью, как например игра. Например, зимой, чтобы подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды, налили одинаковой воды в одинаковые чашки. Одну вынесли на улицу. После прогулки занесли и сравнили, что произошло с водой, почему. Или ловим снежинки на ладошку и варежку, выясняем, где быстрее растает снег, почему.
Для проверки предположений или решения познавательных задач мы используем эвристические беседы. Например, на тему «Воздух», как вы думаете, что произойдёт на Земле если не будет воздуха. Или на тему «Почва», как вы думаете, что будет, если люди перестанут убирать мусор на улицах. Такие беседы дают возможность установить причины разнообразных явлений при помощи рассуждений.
Для закрепления знаний детей мы используем моделирование в разных видах деятельности:
- в наблюдениях, модель сенсорного обследования; - для обобщений, модели «птицы», «рыбы», «насекомые», «звери»; - в трудовой деятельности, модель ухода за растениями; - в игровой деятельности, игра «Путаница», «Сложи картинку».
Для активизации детей на занятии, мы используем работу по схеме, например, строение рыбы, дерева, цветка, лягушки и т. д. ; дидактические игры, например, «Расположи планеты правильно», «Кто, где живёт», «Хорошо-плохо» и др. ; решение кроссвордов; индивидуальные сообщение детей, когда дети сами рассказывают что-то новое, например, про сома, акулу и др.
Так как здоровье человека неотделимо от экологии, то и программа «Экологическое воспитание дошкольников» С. Н. Николаевой тесно переплетается с программой «Основы здорового образа жизни» Н. П. Смир-новой. Работая по ней, мы формируем у детей осознанное отношение к своему здоровью, даём им понятие «здоровый» и «больной» человек, объясняем, что здоровье – одна из главных ценностей жизни. В игровой форме рассказываем, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья; учим прислушиваться к своему организму и помогать ему вовремя реагировать на сигналы: хочу есть, пить, спать. Учим заботиться о своём здоровье, не навредить своему организму.
Весь материал даём в системе. Например, на занятие по теме «Вода» дети получили знания о том, что человеку нужна чистая вода, однако он должен разумно её расходовать. При ознакомлении с дикими и домашними животными, дети узнали, что можно и что нельзя делать при контакте с ними на улице и дома.
Ключевое значение для экологического воспитания имеет практическая деятельность детей. Самостоятельный или совместный труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологического воспитания и экологической культуры.
Очень широко на занятиях по экологии мы используем художественное слово: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы, которые помогают более глубоко понять явление природы.
В своей работе по экологии мы активно используем игры-драматизации, которые учат детей имитировать животных и птиц, подмечать наиболее характерные особенности. Например, в сказке «Теремок», играя роль, дети изображают голосом и движениями лягушку, мышку, волка, зайца, лису, медведя.
Один раз в сезон мы ходим на экскурсию в сквер, чтобы наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Мы занимаемся экологическим воспитанием и родителей. Для этого в родительский уголок помещаем консультации на экологические темы : «Растить любознательных», «Как отвечать на вопросы детей», «Методы, повышающие любознательную активность дошкольников», оформляем папки-передвижки. Родители активно участвуют в проведение развлечений, например, «Азбука безопасности». Планируем провести с родителями развлечение «Путешествие почемучек» в форме познавательной викторины, с целью активизировать и обогащать умение родителей осуществлять экологическое воспитание детей.
Работа по экологическому воспитанию будет проводиться и в летнее время, когда дети больше находятся на улице, ближе к природе.
Вся наша работа поможет, я думаю, не только дать знания о природе, о том, что человек - часть природы, но и научит детей правильно взаимодействовать с окружающим миром.