Олеся Гришанова
Перспективный план работы по экологическому воспитанию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы по экологическому воспитанию
Тема занятий
Цель и задачи наблюдений Формы работы
СЕНТЯБРЬ
1. Во саду ли, в огороде
2. В хороводе деревьев
3. "Зелёная аптека"
-
-Закреплять представления детей об овощах и фруктах;
-Учить их классифицировать, правильно называть и различать;
-Знать их место произрастания;
Публикация «Перспективный план работы по экологическому воспитанию в средней группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Определять взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение);
-Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
- Накапливать впечатления о деревьях;
-Учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина);
- Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе;
-Находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев;
- Воспитывать интерес к познанию.
- Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником;
- Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
Наблюдения:
-Сбор урожая
Дидактические игры:
"Чего не стало"
"Угадай на ощупь"
"Узнай по описанию"
Беседа "Что нам осень принесла"
Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"
Чтение:
Н. Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук".
Ю. Тувим "Овощи"
Игра "Дорисуй овощ"
Рассматривание картины "В поле осенью"
Аппликация "Поспели яблоки в саду"
Лепка "Овощи для магазина"
Опыт "Тепло - холодно"
Посадка чеснока на зиму
-Наблюдения
-Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев
-Отгадывание загадок
-Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"
-Дидактическое лото "С какого дерева листочек"
-Рисование "Разноцветные листочки"
-Чтение стих-я А. Майков "Кроет уж лист золотой"
-И. Токмакова "Сосны"
-Беседа о лекарственных травах
-Загадки
-Рассматривание иллюстраций с растениями
-Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"
ОКТЯБРЬ
1. Путешест
вие в страну «Осень»
2. Тайны грибного царства
3. Чудо- ягодка
4. Воздух
-Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей;
-Показать связь между живой и неживой природой. -Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
-Познакомить детей с грибами;
-Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка);
- Дать знания о полезных свойствах грибов.
-Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)
-Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); -Учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды);
- Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. Наблюдения за состоянием погоды на участке
-Наблюдения за трудом взрослых
-Чтение стих-я Ерихеева "Осень"
-Рассматривание картины "Времена года"
-Дидактические игры:
"Найди такой листок, как на дереве"
"Кто скорее соберёт"
"Так бывает или нет"
"Детки на ветке"
-Игра "Какая сегодня погода"
-Развлечение "Осень разноцветная"
-Чтение Э. Мошковская "Чужая морковка"
-И. Бунин "Листопад"(отрывок)
-И, Токмакова "Ветрено"
-Песенка "Во поле рябинушка"
-Рисование "Грустная осень", "Радостная осень"
-Лепка "Как ёж готовится к зиме"
-П/и "Перелёт птиц"
-Кукольный театр "Лесная история"
-Загадки Лесовичка о грибах
-Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций
-Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении
-Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"
-Рассматривание иллюстраций, муляжей
-Отгадывание загадок
-Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"
-Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)
-Надувание мыльных пузырей
-Пузырьки-спасатели
-Надувание шаров
-Поиск воздуха
-Загадочные пузырьки
-Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)
-Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей
НОЯБРЬ
1. Мир растений
2. Подводное царство
3. Волшебница вода
-Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения;
-Классифицировать их по окраске, строению, запаху; -Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями;
- Воспитывать эстетические чувства.
- Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи, лягушко;
-Учить выделять и называть части тела рыб, повадки;
-Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде.
Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.
-Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества;
-Вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет;
-Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество, с различным его состоянием4
- Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Чтение рассказа "Зелёные страницы"
-Беседа "Мой любимый цветок"
-Дидактические игры:
"Собери букет"
"Узнай растение"
-Рисование "Поляна цветов"
-Опыт "Что любят растения",
"Как развивается растение"
-Наблюдения за аквариумными рыбками
-Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей.
-Игра "Мы весёлые рыбки"
-Опыт "Кто живёт в воде"
-"Зачем лягушке такие лапки"
-Лепка "Рыбка"
-Аппликация "Аквариум" (коллективная)
-Рассказ Л. Берг "Рыбка"
-Беседа
-Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Хотела галка пить"
-Чтение стих-я Н. Рыжовой "Вы слыхали о воде"
-Игра "Как сосулька превратилась вводу"
-Изготовление цветных льдинок
-Взаимодействие воды и снега
-Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
-Дидактическая игра "Вода"
-Опыт с водой
- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"
ДЕКАБРЬ
1. На бабушкином дворе
2. Лесные жители
3. Белый снег, пушистый
-Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде;
- Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе;
- Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают);
- Прививать добрые чувства к животным.
- Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных);
- Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;
-Воспитывать любовь и заботу к животным.
-Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение;
- Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).
-Отгадывание загадок о домашних животных
-Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные
-Дидактические игры:
"Назови детёнышей"
"Какая польза от домашних животных"
"Кто, где живёт"
-Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)
-Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка
-Чтение сказки "Как собака друга искала"
-Драматизация сказки "Три поросёнка"
-Аппликация "Кисонька-мурысынька"
- Подвижная игра "Пастух и стадо"
-Рассказ Лесовичка о лесе
-Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"
-Игра- имитация "Звериная зарядка"
- Опыт "Как звери меняют шубку"
-Диафильм "Зайцы", "Зима в лесу"
-Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"
-Дидактические игры:
"Найди детёныша".
"Кто, что ест", "Кто, где живёт"
-Слайды "Времена года"
-Театр на фланелеграфе "Маша и медведь"
-Настольный театр "Снегурушка и лиса"
-Рисование "животные в лесу" (трафарет)
-Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"
-Сказки "Лисичка-сестричка и волк", "Зимовье зверей", "Заюшкина избушка"
-Рассказ Е. Чарушина "Что за зверь?"
-Рассказ Н, Носов "Лисята"
-Лепка "Заяц-длинные уши"
-Подвижная игра "У медведя во бору"
-Опыт со снегом
-"Нужен ли зимой растениям снег?"
-Цветные льдинки
-Рисование "Снежинки"
-Постройка горки с помощью взрослых
ЯНВАРЬ
1. В гостях у птиц
2. Зимушка-зима
3. Песок, глина, камень, почва
-Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач);
- Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; -Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
- Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей;
- Показать детям связь между живой и неживой природой;
-Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
-Научить узнавать и называть песок, глину, камень;
- Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства;
- Дать представления о том, как образуется перегной.
-Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Отгадывание загадок
-Рассматривание иллюстраций с изображением птиц
-Наблюдения за птицами на участке
-Дидактические игры:
"Кто, где живёт",
"Нарисуй птицам дорожку в сказку"
-Рассматривание альбома "Пернатые друзья"
-Рисование "Чудо- птица" (по мотивам дымковской игрушки)
-Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")
-Чтение стих-я "Покормите птиц зимой"
-Игра "Птички-невелички"
-Устройство птичьей столовой
-Беседа о зиме
-Рассматривание картины "Зимние забавы"
-Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"
-Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу
-Диафильм "Зима в лесу"
-Рассматривание картины К. Коровин "Зима"
-Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок)
-Рисование "Зимушка- зима"
-Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)
-Чтение сказки "Зимовье"
-С. Козлов "Зимняя сказка"
-А. Фет "Мама, глянь-ка из окошка:"
-И. Суриков "Зима"
-А. Барто "Ёлка"
-Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"
-Игра "Жидкое- твёрдое"
-Чтение пословиц, поговорок
-Игры -забавы с санками
-Подвижные игры "Берегись, заморожу"
"Снежинки и ветер"
-Опыт с песком, глиной
-Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)
-Рассмотреть песок, глину (сравнить)
ФЕВРАЛЬ
1. Путешествие в царство комнатных растений
2. Обитатели уголка природы
3. Стекло и металл
-Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования.
- Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус).
- Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки.
- Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
- Познакомить детей с жителями уголка природы.
-Развивать интерес, наблюдательность.
-Учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы.
-Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.
-Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); -Учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость).
-Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"
-Игра "Какого растения не стало"
-Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"
-Рассматривание растений
-Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)
-Игра "Цветы"
-Беседа о строении растений
-Беседа об уходе за комнатными растениями
-Дидактические игры "Живые картинки",
"Опиши, я отгадаю"
-Рассматривание картины "Цветущий кактус"
-Лепка "Кактус"
-Барельеф "Красивые цветы"
-Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами"
- Длительное наблюдение за черепахой, хомяком.
-Беседа
-Рассказ о обитателях уголка природы
-Впечатления, высказывания детей
-Игра "Расскажи и покажи"
-Опыт со стеклом, металлом
-Сравнение предметов
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов
МАРТ
1. В гостях у Веснянки
2. Береги живое!
3. Резина и пластмасса
-Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей.
- Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.
-Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
-Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных;
-Вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе.
-Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
-Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса).
-Учить детей определять признаки и свойства материалов.
-Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"
-А. К. Саврасов "Грачи прилетели"
-Стих-е С. Вангели "Подснежники"
-Дидактические игры : "Какие животные живут в лесу", "Когда это бывает", "Найди детёныша"
- Где будут первые проталинки?
-Где снег не тает?
-Где быстрее наступит весна?
-Рисование "Волшебница весна"
-Театр "Заюшкина избушка"
-В. Берестов "Песенка весенних минут"
-М. Пришвин "Мать-и -мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"
-Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"
-П/и "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"
-Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Игра "Где живут животные"
-Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"
-Рассматривание Красной книги, беседа
-Рассматривание предметов из этих материалов
-Сравнение резины и пластмассы
-Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"
-Поделки из резины, пластмассы
АПРЕЛЬ
1. Насекомые - наши помощники
2. Экскурсия в плодовый сад в период цветения
3. Земля- мой дом
-Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница);
-На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек.
- Показать пользу насекомых.
-Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.
-Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением).
-Учить различать 2-3 дерева по цветкам.
-Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением).
-Воспитывать эстетические чувства.
-Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море, видах поселения (деревня, город, страна, о звёздах.
-Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации.
-Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.
-Отгадывание загадок
-Наблюдения за насекомыми
-Рассматривание иллюстраций
-Дидактические игры:
"Найди насекомых, поедающих листья"
"Как спрятаться бабочкам
-Чтение стих-й М. Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В. Зотова "Лесная мозаика")
-Рисование "Божья коровка"
-Лепка "Зелёная гусеница"
-Наблюдения за цветением деревьев
-Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны"
-Дидактические игры
"Раскрась предметы живой и неживой природы"
"Найди такой же"
"Подбери листок к дереву"
-Чтение художественной литературы
-Рисование "Яблоня в цвету"
-Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл
-Игра "Что, где зреет"
-Стих-е М. Бородицкой "Разговор с пчелой"
-Рассматривание картины "Цветущий сад"
-Игра "Пчёлки"
-Беседа "Где я живу"
-Сравнение речки, болота, моря
-Рассматривание картины "Семья дома"
-Рассматривание семейных фотографий
-Дидактические игры:
"Рассели животных"
"Кто живёт на суше, а кто в воде"
"Наша семья"
-Беседа о звёздах
-Рисование "Звёздное небо"
МАЙ
1. Экологическая тропинка
2. Человек - живой организм
3. Бумага, древесина, ткань
-Приблизить детей к природе;
-Учить их общаться с ней, любить ее.
- Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке).
-Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).
-Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности.
-Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них.
-Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
-Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов.
-Уметь их сравнивать.
-Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами.
-Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.
-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу"
-Целевая прогулка по экологической тропинке
-Беседа
Игра "Что ты сделал доброе для природы?"
-Игра "Что будет, если:"
-Дидактическая игра "Кто больше"
-Подвижная игра "Раз, два, три- к дереву беги"
-Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"
-Игра "Опиши, а мы отгадаем"
-Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека
-Дидактическая игра "Валеология"
"Понюхай и отгадай"
-Беседа о потребностях человека
-Рассказ о вредных привычках
-Носария
-Язычок- помощник
-Игра "Угадай на вкус"
-Гимнастика для глаз
-Изготовление поделок, построек
-Оригами из бумаги
-Рассматривание предметов, игрушек из знакомых материалов
-Беседа
-Опыт с бумагой, древесиной
-Аппликация из ткани "Полянка цветов"