Тузницкая Ирина
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи:
Лексические игры и упражнения
Цель: активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.
Задачи:
Публикация «Занятие по развитию речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Обучающие: упражнять детей в нахождении звука в словах, развивать фонематический слух; закреплять знания детей о синонимах и антонимах; о пословицах и поговорках.
Развивающие: Развивать у детей слуховое восприятие, грамматически правильную речь, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные задачи: воспитывать умение работать коллективно, дружно.
Ход занятия:
-Сегодня мы будем играть со словами, если невнятно произнести лишь один звук в слове, то получится чепуха. Проверим?
Спешат грачи, летят врачи.
-Какая буква изменила слово грачи? (буква В)
Стояли бочки за бочками дочки.
-Какая буква изменила слово бочки? (буква Д)
Белка булку испекла и бельчатам отдала.
-Какая буква изменила слово белка? (буква У)
Игра «Найди разницу»
- Ребята, помогите мне разобраться со словами, они звучат одинаково. Но между ними есть разница. Кто сможет ее найти?
Мак-лак ; Жук-лук; Дом – Сом, День - Лень; Кот - Кит; Сын - Сон; Дом - Дым.
- Подменив одну букву в слове мы получает другое значение слова.
- Сейчас я предлагаю послушать рассказ и пофантазировать: «В одном сказочном городке на всех домах были написаны имена животных : БЕЛКА, ЕЖ, ЕНОТ…и др. Однажды в городе построили новый красивый дом, на котором вскоре появилась надпись: «КОТ» .*(составить слово)
Бежали в школу мышата. Увидели они табличку и прочитали: КОТ».
- Можете представить себе их поведение, передать их разговоры? (Какой ужас! Теперь нам придется ходить в школу другой дорогой. Дом очень богатый. Должно, быть у этого кота есть слуги. и т д)
– Какое настроение стало у мышек, какие стали они? (грустные, печальные, понурые, тоскливые, унылые, подавленные, горестные, что они почувствовали (страх)
- Шагала по делаем кошечка. Можете описать ее? (У нее длинная серая шерстка, на груди белый воротничок, пушистый хвост, глаза большие зеленые)
-А что киса промяукала, увидев надпись «КОТ»? (Замечательно, что рядом будет жить кот)
-Следом бежала собака. Как вы думаете, какой породы она была? Увидев вывеску «КОТ», собака что подумала? Опишите настроение пса? (сердитый, злой, разгневанный, возмущенный, свирепый, взбесившийся).
- А маленькая девочка, которая гуляла по соседству, читать не умела. Но зато она увидела, как из дома вышел кот и сел на ступеньку крыльца. Девочка тотчас оказалась рядом и заговорила с ним. Как думаете о чем? (Здравствуйте, как вас зовут. Давно вы сюда переехали, чем я могу вам помочь?.)
-Какой была девочка, если осмелилась подойти к новому соседу? (приветливой, доброжелательной, нежной, вежливой)
Игра «Комплименты»
-Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как?
(комплименты)
- Давайте мы с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.
(Дети, передавая по кругу сердечко, говорят друг другу комплименты). (Добрая, верная, прекрасная, внимательная, красивая, преданный, ловкий, великолепный, чудесный, веселый, ласковый, восхитительная, нежная, верная, радостная, смелый, заботливый, замечательная, несравненная, фантастическая, изумительная, поразительная, бесподобная, божественная, исключительная, удивительная, необыкновенная)
От ваших т плых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам
хорошо! _
-А теперь предлагаю поиграть друг с другом.
Физминутка
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем голову из стороны в сторону)
Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками
соседа)
Жить (хлопаем в ладоши)
Дружить (соединяем руки ладонями).
Ребята, какие пословицы вы знаете о дружбе, чему они нас учат.
• Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
• За дружбу дружбой платят.
• Маленькая дружба лучше большой ссоры.
• Для дорогого друга - ворота настежь.
• Дерево держится корнями, а человек друзьями.
• Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
• Не бросай друга в несчастье.
• Нет друга - ищи, нашёл - береги.
• Старый друг лучше новых двух.
• Человек без друга, что земля без воды.
Игра «Как сказать правильно».
-Ребята, возвращаемся на свои места. Я начну, а вы должны закончить фразу. Ну, что, готовы?
Многоэтажный дом высокий, а одноэтажный… (низкий)
Подушка мягкая, а скамейка (жесткая)
Ручей мелкий, а речка (глубокая)
Каша густая, а суп (жидкий)
После дождя земля сырая, а в солнечную погоду (сухая)
Купили свежий хлеб, а на другой день он стал … (черствый)
В группе яркий свет, а в спальне (тусклый)
У Артема шарф длинный, а у Вани.. (короткий)
Петя шел в детский сад радостный, а домой. (грустный)
Мальчики утром поссорились, а вечером. (помирились)
Баба яга злая, а Василиса (добрая)
Деревянный кубик легкий, а железный … (тяжелый)
Утром в садике одежду я снимаю, а перед прогулкой (надеваю)
-Молодцы, ребята с этим заданием все справились, подобрали нужные слова.
-А сейчас предлагаю послушать отрывок из стихотворения Н Матвеевой «Путаница»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять: В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползет
Бидон,
Молоко течет в
Бетон,
А на стройке есть
Питон…
-Что же здесь перепутал автор, давайте поправим его. (бутон, батон, бидон, бетон, питон)
Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. Какие задания были трудными для вас? А какое задание понравилось больше?