ирина настенко
Конспекты занятий по обучению детей грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1.
Цель: закрепить знания детей о слове, развивать умение слышать и слушать произносимые звуки в словах. Ознакомление с термином звук, буква. Дать понятие о коротких и длинных словах.
Материал для занятия : шкатулка, мелкие карточки с предметными картинками, демонстрационные предметные картинки, кружки-фишки 2-х цветов, карточка длиной 10 см., карточка длиной 20 см, картинки с длинными словами и картинки с короткими словами, карточки с написанными словами.
1. Демонстрация на доске предметных картинок (любых).
Публикация «Конспекты занятий по обучению детей грамоте» размещена в разделах
Воспитатель предлагает детям назвать их. И отмечает,что всё, что мы сейчас назвали, произнесли называется… как?- правильно- слова. Их очень много. Только люди могут разговаривать друг с другом с помощью слов. Слов много,их нельзя сосчитать.
Давайте попробуем придумать много слов, кто больше. Игра
«Копилка слов».(дети придумывают слова и бросают в шкатулку, получая за это фишку)
2. Дети из чего строится дом? Правильно-из кирпичей. На какой дом понадобится больше кирпичей на 5-ти этажный дом или на 16-ти этажный дом?Молодцы. Правильно.
А слова все те, что мы произнесли состоят из звуков. Мы не знаем сколько на свете слов, а вот сколько звуков знают все школьники. И когда вы пойдёте в школу тоже об этом узнаете.
Слова как и дома тоже бывают с разным количеством звуков.
Если в слове мало звуков, значит оно короткое, например: ох, ах, ой, ай, шар, лес.
Если в слове много звуков, значит оно длинное, например:
машина, велосипед, медвежонок.
Дети, давайте, и мы с вами придумаем короткие и длинные слова. За каждое слово я вам буду давать фишку. У кого больше их соберётся, тот и победит (фишки двух цветов).
Игра «Копилка слов».
Скажу вам подсказку, что длину слова можно измерить. Для этого нужно медленно произносить слово и разводить в стороны руки. Чем дальше вы разведёте руки, тем длиннее слово.
1
3. А сейчас я вам расскажу один секрет, а вы обязательно запомните и не забывайте его. В руках у меня карточки, на них написаны слова. Слова пишутся буквами. Мы их видим глазами. Но эти слова можно и произнести вслух. Всё, что мы слышим ушами-это звуки, их нельзя увидеть,их можно только услышать.
А теперь повторим ещё раз:
1. Что у меня написано на карточке (буквы, если дети скажут слова, то следующий вопрос : из чего состоит написанное слово?- из букв).
2. Что я сейчас произношу, когда разговариваю с вами?-слова. Из чего состоят слова, которые я произношу? -из звуков.
4. А сейчас мы поиграем с вами в игру. Для этого вы должны взять свои картинки и разложить их на двух столах. На первом столе лежит короткая полоска- значит сюда вы кладёте картинки с короткими словами,а на этом столе лежит длинная полоска –значит сюда вы кладёте картинки с длинными словами.
А теперь мы с вами проверим правильно ли мы выполнили задание и посмотрим кто сегодня на занятии набрал больше всего фишек и получил заслуженное звание «Молодец».
Вот и всё,все звания мы раздали,а на следующем занятии мы с вами будем говорить о звуке и букве –Ж.
2
Занятие №2.
Цель: познакомить детей со звуком Ж и буквой его обозначающей, учить детей находить звук,часто встречающийся в словах предложениях,стихах, произносить слово чётко, выделяя голосом нужный звук. Закрепить длинные и короткие слова. Развивать мелкую моторику и пространственную ориентацию при работе в тетрадях.
Материал: предметные картинки со звуком–Ж (жук, ёжик, ножницы, лыжи, морж,игрушка Буратино, по 3 предметные картинки на каждого ребёнка,некоторые со звуком –Ж, фишки по 10 штук на каждого ребёнка.
1. На доске предметные картинки, в которых имеется звук–Ж. Игровая ситуация: Буратино расстроен-его не пустили в школу. Он пришёл за помощью к детям. Нужно выполнить 2 задания правильно, тогда Буратино попадёт в школу.
-Произнести предметы, нарисованные на картинках,чётко выделяя каждый звук.
(хоровое повторение).
-Назвать картинки, и определить какой звук встречается во всех словах.
После ответов стук в дверь (помощник воспитателя).Дети вы не знаете,кто здесь жужжит? Не пчела ли залетела?
Воспитатель: Не пугайтесь, Мария Ивановна. Это жужжат слова,которые дети произносят.
2. На столе у каждого ребёнка лежит по 3 картинки,в названии некоторых есть звук –ж.
Задание : выбрать те картинки, в названии которых есть звук Ж, поднять их, назвать чётко, выделяя звук.
3. Я загадываю вам загадки, а вы должны не только их отгадать, но и назвать слова,где встречается звук –Ж.
Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу. (петух)
Сейчас я скажу вам предложение,а вы назовите слова со звуком –Ж.
У Жени убежал ёж.
Дети называют слова и считают сколько их.
А теперь назовите в этом предложении длинные слова,короткие слова.
4. Сейчас мы шёпотом произнесём чистоговорку, повторяйте за мной.
3
Жа-жа-жа убежали два ежа.
жу-жу-жу–ежу кофточку вяжу.
Над Жорой жук жужжа кружит
От страха Жора весь дрожит.
А теперь произнесём вслух самостоятельно и найдём все короткие слова в чистоговорке
со звуком Ж (ёж, жук, жа-жа-жа, жу-жу-жу).
5. Внимательно послушайте стихотворение и назовите слова со звуком Ж. На каждое слово со звуком Ш откладывайте фишку,а потом назовёте слова, кто больше запомнил.
Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
(С. Я. Маршак)
Бежит ёжик вдоль дорожек
Да скользит на льду.
Говорит ему лисица:
-Дай переведу
-У меня две пары ножек,
Сам я перейду.
(Чешская песенка. ПереводС. Я. Маршака)
6. Работа в тетрадях. Дети пишут печатную букву Ж или её элементы.