Кудайбергенова Альбина
Занятия по нейрографики для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 19 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития воспитанников ”Капитошка” г. Орска»
(МДОАУ “Детский сад № 19 г. Орска”)
КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО НЕЙРОГРАФИКИ ДЛЯ КООРДИНАЦИИ РАБОТЫ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ МОЗГА РЕБЕНКА, РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК, ЛОГИЧЕСКОГО И ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
Разработала: педагог-психолог
Кудайбергенова Альбина Илютаевна
Орск, 2021 г.
Принципы рисования.
Публикация «Занятия по нейрографики для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Уникальность нейрографики в ее принадлежности к эффективным методам арт – психологии и арт - терапии. Принципы рисования основаны на эмоциональном выражении беспокойства через кисть руки.
Правило спонтанности.
Первый принцип – создание эмоционального отпечатка на листе бумаги.
Рисунок рождается при передаче эмоции от неприятных воспоминаний, навязчивых мыслей и страхов. Лучше изображать существующую проблему закрытыми глазами быстрыми движениями в течении 3-5 сек.
Таким образом, происходит «выброс негатива» наружу.
Отсутствие критериев оценки.
Второй принцип – любой рисунок уникален, а в результате доработки станет еще прекраснее.
Отсутствие оценки и критики получившегося рисунка освобождает от комплекса «каракулей», развивает уверенность в себе, освобождает от комплексов.
Первые рисунки не дадут качественного результата. Вызвать у ребенка восторг от процесса – лучший результат. Рисунок не имеет границ.
Мир воображения безграничен. Рисунок свободен от конкретного образа и размера. Рисование «без границ» освобождает от скованности, побуждает к движению вперед.
Правило избавления от острых углов.
Третий принцип – доработка рисунка означает начало работы над существующей проблемой.
Эмоционально изображенный рисунок при плохом настроении и конфликтной ситуации имеет острые углы и оборванные линии.
Спонтанный «счастливый» рисунок передает нейронный код гармонии. На таком рисунке будет больше закругленных форм и волн. Важным правилом нейрографики является правило последующего «скругления» углов, если они появились при рисовании.
На месте пересечения линий рисуют овалы и круги. Закрашивают их более темным цветом для того, чтобы визуально не воспринимались острые углы.
Оборванные линии продолжаются и соединяются с уже нарисованными. Ребенок рисует спокойно, без определенных правил так, как ему подсказывает настроение. Чем более кругов на рисунке, тем больше гармонии вносится в зону проблемного восприятия мира. Все изображенные линии и фигуры заряжены энергией ребенка.
Правило завершения рисунка – линии поля.
Принцип – бесконечности рисунка.
Нейрографические линии, которые проводятся ребенком через лист к его краям, передают ощущения. Они могут быть разной толщины и степени извилистости.
Нейрографическая линия в рисунке не повторяется и заканчивается в неожиданном месте листа. Эти линии создают фоновое поле, благодаря которому у рисунка нет границ. В результате получается красивый рисунок, объединяющий линии и смысл. Изображение бесконечно, рисунок можно рисовать много раз.
Правило рисунка без образов.
Пятый принцип – познания себя.
При доработке рисунка не анализируют изображение, не ищут сходства с конкретными образами. Ребенок, дорабатывая рисунок самостоятельно, прорабатывает «выброс». В этом случае нейроны мозга и нейронные связи откликаются на рисунок и подсознательно воспринимаются.
При этом происходят положительные изменения в восприятии ребенком мира и существующей проблемы, которую он «выбросил» на бумагу. Нейрографика, принципы рисования для детей которой соблюдаются на занятиях, учит слышать и познавать себя.
В подсознании у каждого ребенка заложено индивидуальное восприятие мира!
Каждый ребенок уникален!
«Путешествие в Чудо-Море»
Цель: развитие мелкой моторики.
Задачи: - знакомство с нейрографической линией и развитие фантазии;
-развитие воображения;
- снятие эмоционального напряжения.
Ребята, сегодня мы с Вами отправимся в путешествие по морским волнам. На каком транспорте можно отправиться в морское путешествие? Правильно, на корабле. Для этого нам нужно каждому смастерить свой кораблик.
Упражнение «Чудо-кораблик».
Цель: развитие мелкой моторики и воображения.
Детям раздаются листочки с картинкой корабля, который нужно обвести по точкам и разукрасить.
Психолог: Ребята, какие красивые и красочные у вас получились кораблики. Вы справились с заданием!
Упражнение «Игра с волной».
Цель: знакомство с нейрографической линией и развитие фантазии.
Психолог: Ребята пусть каждый из ленточек попробует нарисовать волшебные линии.
Упражнение «Чудо-море».
Цель: научить рисовать нейрографическую линию и сплоченность коллектива, снятие эмоционального напряжения.
Психолог: Ребята, посмотрите перед вами лежит большой чистый лист бумаги (на полу кладется кусочек рулона обоев, длинна на ваше усмотрение) давайте здесь нарисуем чудо-море, чтобы наши кораблики могли плыть по нему. И так каждый из вас берет фломастер любого цвета и начинает рисовать волшебную линию, эта линия туда, где мы не ожидаем ее увидеть! Начинаем творить наше разноцветное чудо-море!
Ребята вы справились с заданием, и у вас получилось очень яркое и разноцветное чудо-море! А теперь каждый из вас возьмет свой кораблик и оправит его в плаванье.
Упражнение «Рисование «танцующих» линий по мятой бумаги».
Цель: снятие эмоционального напряжение.
Детям раздается листочек бумаги, они его должны смять (сминается кусочек бумаги, затем разравнивается) и по смятым бороздкам прорисовываются «танцующие» линии. Полученные ячейки между линиями можно раскрасить цветными карандашами или фломастерами.
Нейросказка «Солнышко».
Рисуем в центе листа маленький кружочек. И начинаем свой рассказ, про то, как появился на свет маленький (маленькая, называем ласкательное имя ребенка. Снабжаем сказ ласковыми эпитетами, нежными словами.
Превращаем кружочек в улыбающееся светящееся Солнышко. Прорисовываем все это нейролинией.
Солнышко росло день за днем. Исполнился 1 годик. Рисуем второй кружочек диаметром немного больше первого.
Рисуем нейролинии от этого кружочка в разные стороны, вкладывая в каждую свой смысл. Например, умения и навыки, которые развиваются у детей этого возраста
Продолжаем рисовать концентрические окружности. Каждая окружность плюс один годик, или сразу несколько. И лучики с навыками и умениями.
Подойдя к возрасту ребенка, вложите те возможности, которые желаете развить.
Нарисуйте следующий год. Который только предстоит Вашему ребенку. И в лучах пропишите нужные навыки. Общайтесь с ребенком. Вовлекайте его в процесс. Пусть он высказывает свои пожелания и хотелки. Закладывайте это в рисунок.
Скругления и цвет
Скруглите все пересечения, по принципу нейрографики. Это хорошо развивает мелкую моторику ребенка, усидчивость, аккуратность. В момент этих действий проговаривайте, что задачи будут решаться легко, интересно, захватывающи. Кода ребенку станет надоедать округлять стыки линий, покажите ему, что в процессе жизни могут возникать немного скучноватые моменты, но они на самом деле очень славные и интересные. Для этого скругляя, обводите линии еще раз или два, придавая рисунку яркость и свежесть.
Берем цветные карандаши, краски или маркеры и наполняем рисунок цветом. Так же проговаривая закладываемые намерения. Хвалите ребенка. Подбадривайте и любуйтесь.
Упражнение «Нейрографический дневник»
В арсенале нейрографики есть нейрографическая линия и нейрографический алфавит. И именно эти знания нам и нужны для этого упражнения.
Возьмите лист бумаги и попросите ребенка нарисовать нейрографическую линию в течении 3-5 минут, в зависимости от возраста ребенка.
Что нам дает это рисование? На этапе мы прорабатываем новый паттерн рисования, создавая новые нейронные связи, расширяя визуальное восприятие ребенка.
Далее мы просим ребенка найти фигуры, круг, треугольник, квадрат. Этим действием мы расширяем воображение и концентрацию внимания.
Следующим этапом мы просим обозначить, каким ресурсом может быть эта фигура в сегодняшнем дне. Малыша можно спросить о том, какие он хочет испытать эмоции сегодня, например, радость, также его можно попросить показать эмоцию, тем самым развивать эмоциональный интеллект.
Что дает нам этот этап в технике? В первую очередь мы задаем позитивный настрой на день, вырабатываем навык концентрации внимания, расширяем визуальное восприятие.
После того, как мы обозначили фигуры, просим посмотреть ребенка, есть ли в них углы и, если есть, то мы их скругляем. Для скругления мы можем использовать ассоциацию с поглаживанием животного - тем самым мы создаем гармоничное пространство в фигуре. Вносим цвет, тот, которым этот ресурс или эмоцию ребенок хотел бы обозначить. А этим действием мы закрепляем визуальное впечатление.
Работа с фоном, следующий этап в этой технике. Там мы сглаживаем оставшиеся углы, создавая гармоничную картину, и добавляем цвет. Таким образом работа, становится гармоничной и целостной.
При работе мы учитываем возраст ребенка и другие факторы его развития.
Эту технику можно делать парой: ребенок-взрослый или ребенок-ребенок. А еще она будет интересна в групповой работе.
Ежедневное чудо
Эта нейрографическая практика дает ресурсное состояние. Она гармонизирует, возвращает смысл жизни. Дает приток свежих сил переосмыслить то состояние, в котором находитесь.
В этой нейропактике рисую вместе и родители и дети, поочередно на одном листе бумаги. Рисуем в форме игры. Не заставляем ребенка, играем, делаем так, чтобы ему было интересно и забавно.
Мама рисует себя. Используется только 3 фигуры, из которых можно рисовать: круг, квадрат и треугольник. Мама говорит, что видит себя так и рисует. Например голова – круг, тело – треугольник. Ручки и ножки – кружочки.
Ребенок рисует, как он видит себя. Так же используется только 3 фигуры. Обратите внимание, как он расположил фигуры, на каком расстоянии от мамы нарисовал себя, какого размера.
Далее начинаем рисовать разговор. Мама говорит что рисует, как сильно она любит. Одновременно рисуется нейролиния от мамы к ребенку, соединяя их.
Следом ребенок говорит то, что хотел бы сказать и рисует нейролинию от себя к маме.
И так далее. Чередуясь «рисуете ваш разговор». Если ребенок затрудняется что сказать, просите его с наилучшим настроением нарисовать линию и поделиться этим настроем.
Скругляете пересечения линий. Одновременно с ребенком.
Рисуете нейролинии, мама от себя, ребенок от себя, во внешнее пространство. В каждую линию вкладывайте фразы. Например: здоровье дедушке, цветы бабушке и т. д. Разговариваем с родственниками, деревьями, домами, чем и кем угодно.
Скругляем пересечения. Работаем с психологическим состоянием ребенка.
Раскрашиваете рисунок. Можно предложить это сделать ребенку, но цвета выбирать вместе и как они идут. Продолжайте играть и взаимодействовать. Мама может продолжать округлять, а ребенок приступать к раскраске, если округление ему надоело и утомляет. Дайте ребенку раскрыться. Пусть творит в свое удовольствие на радость Вам.
В процессе всего творчества спрашивайте у ребенка, что ему нравится. Какое настроение.