Ферида Гасанова
Занятия на тему «Вежливость» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Все занятия по данной теме призваны развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности.
Беседа «Как тебя называют»
Цель. Беседа учит детей употреблять различные обращения в зависимости от ситуации.
Ход беседы
Педагог спрашивает детей, как их называют дома (Сережа, сынок, внучек, малыш и т. д., в детском саду, ребята во дворе.
Публикация «Занятия на тему „Вежливость“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
— Да, вы правильно заметили, что называют вас по-разному: иногда ласково, иногда не очень, а порой обидно, даже употребляют клички. А как вы думаете, зачем нужно, обращаясь к ребенку, называть его Малыш, Витенька, Витя и т. д.? (Ответы детей.)
— Да, конечно, чтобы привлечь внимание этого ребенка, заставить его более внимательно слушать. Но при этом говорящий нередко передает и свое отношение к вам. И нам с вами совсем не все равно, как нас назовут. А ведь бывают и грубые обращения.
После этого педагог предлагает детям самостоятельно разыграть сценки из жизни.
Разыгрывание ситуаций
1. Мальчик и мама. Ребенок просит маму купить игрушку, которая ему очень понравилась (надо напомнить, чтобы дети не забывали об обращении и слове «пожалуйста»).
2. Девочка и прохожий. Девочка хочет узнать у незнакомого человека время.
3. Мальчик едет в автобусе. На остановке в автобус входит старенькая бабушка.
4. Девочка пришла в магазин. Ей хочется купить шоколад ку. Как нужно говорить с продавцом (с обращением, вежливы ми словами).
При этом дети-герои исполняют роли, импровизируя действие, а дети-зрители внимательно наблюдают за исполнителями и при необходимости поправляют «актеров».
Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Цель. Игра знакомит детей с тем, что словом можно воз действовать на чувства и поведение людей.
Ход игры
Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчен, оби жен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.
А. Барто
Наша Таня горько плачет —
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Педагог читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывает его.
Педагог. Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее.
Аналогично может быть использована сказка «Курочка Ряба», которая проигрывается в виде инсценировки.
Жили себе дед да баба,
И была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко —
Не простое, а золотое.
Дед бил-бил — не разбил,
Баба била-била — не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед и баба плачут,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед! Не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое».
Педагог предлагает детям нарисовать курочку, утешающую деда и бабу.
Дидактическая игра «Умей извиняться»
Цель. Игра учит детей уместно употреблять различные формы извинений.
Ход игры. Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Говорят, что есть еще вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т. д. Это слова «извините», «простите».
Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились» :
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам!»
Педагог. Как же могут помириться девочки? (Конкурс ответов.) Автор стихотворения предлагает такой путь прими рения:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
Дополнительно может быть использовано стихотворение Н. Юсупова «Кто кого любит». Педагог предлагает послушать стихотворение и оценить поступок мальчика.
Пошел я гулять,
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала
Девчонкина мать.
Меня изловчилась
За ухо поймать.
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
«Простите меня», —
Я шепнул виновато.
— Ступай, — улыбнулась, —
Прощаю пока, —
И ухо мое отпустила рука.
«Простите».
Ура! Убедился я снова,
Какое оно
Интересное слово.
Педагог. Можно ли считать извинение мальчика искренним? Может быть, он извинился только потому, что ему стало больно?