Любовь Стерхова
Занятия для саморазвития педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия №1
Саморазвитие педагога как непременное условие достижения профессионализма
Педагогическая направленность личности
Цель занятия :
1. Сформировать представления о самоактуализации личности, основных характеристик самоактуализирующихся людей.
2. Раскрыть понятие «направленность личности»; рассмотреть основные типы педагогической направленности.
1. Понятие саморазвития педагога как непременное условие достижения профессионализма
Публикация «Занятия для саморазвития педагогов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Профессиональная деятельность, в том числе и педагогическая, является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех её возможностей.
У педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития, путь стагнации (распада деятельности, деградации личности).
Адаптация – возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями.
Саморазвитие – позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала.
Стагнация – наступает тогда, когда педагог останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа, в результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому и, как итог, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.
Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию. Раскрытие и самораскрытие личностного потенциала является необходимым условием достижения профессионализма, системообразующим фактором которой выступает способность и стремление к саморазвитию.
Важным условием саморазвития является профессиональная активность, которая характеризуется стремлением педагога постоянно расширять сферу своей деятельности, выходить за рамки нормативов, что выражается в постоянном поиске новых форм, методов и средств преподавания, нестереотипных решений возникающих задач, способности совершенствовать свои отношения с администрацией, коллегами, родителями, детьми, постоянном анализе на основе рефлексии своей работы.
Вне такой активности развитие педагога в лучшем случае будет осуществляться по адаптивному пути, в худшем – неизбежна стагнация.
Акцентируя внимание на собственной активности личности в процессе развития, понятие саморазвития рассматривается как активная деятельность субъекта, направленная на развитие, обогащение своих сущностных сил, для того, чтобы впоследствии реализоваться на более высоком уровне.
Управление личности своим развитием осуществляется посредством регуляции самовоспитания. Для того чтобы добиться хороших результатов в профессиональной деятельности, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, формировать в себе тот внутренний стержень, на котором строится профессиональное и личностное развитие.
Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом очень широк. Для того чтобы найти решение возникающих проблем, воспитателю требуется высокий профессиональный, исследовательский потенциал.
Профессиональное саморазвитие может идти по направлениям:
- самоутверждения,
- самосовершенствования,
- самоактуализации.
Процесс самосовершенствования педагога включает в себя следующие этапы:
• самоанализ собственной личности, деятельности и общения;
• формирование идеального образа Я посредством задействования механизмов самопрогнозирования;
• формирование программы саморазвития, где определяется порядок и последовательность действий педагога по самосовершенствованию, время, условия, прогнозируемые результаты, способы и приемы самовоспитания и самообразования;
• реализация программы;
• контроль и оценка эффективности проведенной работы с внесением корректив в дальнейшую работу над собой по своему профессиональному развитию.
Самосовершенстование становится повседневным и постоянным актом, в ходе которого человек реализует себя полностью, постигает смыслы жизни и труда. Объективно достигает общественно признаваемых результатов.
Самоактуализация – это высший уровень саморазвития, который начинается с момента самосовершенствования и самоутверждения и при благоприятных условиях далеко выходит за их рамки. Термин «самоактуализация» зародился в гуманистической психологии. Основной вклад в развитие теории самоактуализации сделали А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Шостром и др. Под самоактуализацией А. Маслоу понимал стремление человека к реализации присущих ему внутренних возможностей, сил, способностей и талантов. Самоактуализация личности как механизм ее саморазвития и самовыражения позволяет обеспечить эффективность и продуктивность любого вида деятельности. Основой для этого являются знания о себе, особенностях педагогической профессии и определенные практические навыки.
Представители гуманистической психологии выделяли следующие сущностные характеристики самоактулизирующегося человека :
- сознательное выявление и раскрытие своих возможностей;
- стремление к саморазвитию;
- открытость опыту и чувствам;
- принятие ответственности за действия и поступки;
- эмпатия;
- гибкость поведения;
- получение удовольствия от результатов своего труда;
- способность к диалогу и сотрудничеству;
- способность к рефлексии;
- эмоциональная уравновешенность;
- креативность.
Самоактуализация рассматривается отечественными учеными как механизм профессионального саморазвития. В. А. Сластенин профессиональное саморазвитие понимает как процесс интеграции внешних условий (профессиональная подготовка) и внутренних условий (становление личности). Он отмечает, что самоактуализация как явление изучается в различных аспектах: как мотив (тенденция, как процесс (механизм самореализации, как ситуация (переживание ценности человеческого существования, как результат (саморазвивающаяся личность).
Быть самоактуализирующейся личностью, по мнению, В. Г. Маралова, значит быть счастливым человеком, счастливым во всех отношениях, во всех сферах.
По итогам анкетирования, тестов, наблюдений за воспитателями видно, что все из вас понимают необходимость постоянно самосовершенствоваться и развиваться в профессионально-личностном плане. Но у вас существуют некоторые причины, мешающие вам эффективно саморазвиваться, а значит и самоактуализироваться. В частности, недостаток времени, связанный с неумением планировать свою деятельность, отсутствие или недостаточное развитие определённых профессионально-значимые качеств педагога, проблемы с развитием личностно-эмоциональных качеств, недостаточный уровень психолого-педагогических знаний и умений и др.
Занятия – практикумы по проблеме «Профессиональное саморазвитие педагога» помогут вам в решении ваших проблем, помогут раскрыть ваш творческий потенциал, помогут развить навыки позитивного взаимодействия и рефлексивного мышления.
Личностно-профессиональный рост и совершенствование на протяжении всего периода трудовых будней – непременное условие успешной деятельности педагога
Профессиональное совершенствование педагога предполагает интеграцию и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. При этом педагог открыт новому опыту, знанию, получает удовлетворение от своего труда.
В основе профессионального совершенствования и роста лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Саморазвитие – это совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств.
Саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не прироста знаний, умений, навыков.
Занятие 2
Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия.
Инструкция. Оцените по 5-балльной шкале утверждения по вопросам обучения и воспитания дошкольников.
5 баллов – полностью согласен.
4 балла – скорее согласен, чем нет.
3 балла – и да, и нет (в равной степени,
2 балла – скорее не согласен.
1 балл – полностью не согласен.
1. Воспитатель – главная фигура, от него зависит успех и эффективность учебно-воспитательной работы.
2. Лучше работать с исполнительным ребенком, чем с инициативным и активным.
3. Большинство родителей не умеют воспитывать своих детей.
4. Творчество воспитателя – лишь благое пожелание, его реальная работа полностью зарегламентирована.
5. Лучше провести занятие по готовым методическим рекомендациям, чем что-нибудь выдумывать самому.
6. Для успеха работы в детском саду важнее овладеть технологией обучения, чем раскрывать себя как личность детям.
7. Ребенок подобен глине, при желании из него можно вылепить все, что угодно.
8. Выполняй точно все указания администрации, и у тебя будет меньше хлопот.
9. Хорошая дисциплина – залог успеха в обучении и воспитании.
10. Детский сад должен обучать, а семья воспитывать.
11. Используя понятия «успеваемость», «дисциплина», «внешний вид», можно дать точную и обстоятельную характеристику ребенку.
12. Наказание не лучшая мера, но оно необходимо.
13. Хорош тот ребенок, который хорошо обучается.
14. В детском саду гораздо чаще встречаются не очень умные дети, чем способные.
15. Строгий воспитатель в конечном итоге оказывается лучше, чем нестрогий.
16. С детьми не стоит либеральничать, в противном случае они «сядут на шею».
17. Мальчики нуждаются в детском саду в большем контроле, чем девочки.
18. Поддерживать следует только инициативу дошкольников, которая соответствует поставленным воспитателем задачам.
19. Хорошо тот воспитатель, который умеет контролировать поведение детей.
20. Необходимо учитывать индивидуальные способности детей.
21. Основную ответственность за поведение и воспитание детей несет семья, а не детский сад.
22. Если ребенок дружит с «плохими» детьми, желаем мы этого или нет, - он станет хуже.
23. Задача дошкольника – хорошо себя вести и заниматься.
24. Лучше ребенка лишний раз поругать, чем перехвалить.
25. По-моему, родители предъявляют завышенные требования к детскому саду.
26. В конфликтных ситуациях чаще прав воспитатель (он опытнее, чем ребенок.
27. Главная задача воспитателя – реализовать требования программы воспитания и обучения детей.
28. Каковы родители, таковы и дети.
29. Слово учителя – закон для ребенка.
30. Наказание – важное средство воспитания.
Обработка.
Просуммируйте все баллы.
101 балл и выше – выраженная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия педагога с детьми.
91-100 баллов – умеренная ориентированность на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия.
81-90 баллов - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия.
80 баллов и ниже – выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия.
Учебно-дисциплинарная модель педагогического взаимодействия предполагает, что субъектом деятельности является только педагог, ребенку отводится пассивная роль как объекта воздействия со стороны воспитателя, преобладает авторитарный стиль руководства. Личностная модель означает, что воспитатель признает в качестве субъектов деятельности себя и ребенка, создает условия для саморазвития; преобладает демократический стиль общения, сотрудничество.
Обсуждение:
- Удовлетворены ли Вы результатами теста?
- Можно ли считать Вас педагогом, ориентированным на личность ребенка?
- Какие выводы для себя Вы сделали?
Занятие №3
«Факторы развития»
С целью овладения психолого-педагогическими умениями и их совершенствования будет проведено несколько занятий по теме «Факторы развития».
Цель занятия :
- овладение умениями анализа, оценки и проектирования уровня развития каждого ребенка и группы детей в целом.
Задачи:
- учить наблюдать за деятельностью детей, особенностями их поведения, фиксировать результаты наблюдений, намечать близкие и далекие перспективы развития ребенка, выбирать методы и средства воспитательного воздействия.
Задание 1. Наблюдение за ребенком в течение рабочей смены.
Дидактическая задача. Развивать способность видеть каждого ребенка, замечать его настроение, состояние, отмечать рост и развитие по различным показателям, выявлять причины затруднений ребенка при овладении программным содержанием, проблемы при взаимодействии с окружающими, признаки и источники эмоционального благополучия, проектировать воспитательно-образовательную работу с детьми с учетом их затруднений.
Методические указания.
В течение рабочей смены вести наблюдения за 2-3 детьми.
В тетради наблюдений кратко записывать действия ребенка, его высказывания, эмоциональные проявления. В конце смены, пользуясь своими записями, составить краткую характеристику ребенка по плану:
- общее состояние, самочувствие ребенка в течение дня;
- преобладающее настроение ребенка в течение дня;
- в чем проявился рост и развитие ребенка;
- какие затруднения ребенок испытывал, причины затруднений;
- наблюдались ли проблемы при взаимодействии с окружающими, чем вызваны;
- каковы признаки и источники эмоционального благополучия ребенка.
Напишите, какую воспитательно-образовательную работу вы провели с данным ребенком или планируете провести по результатам наблюдений.
На занятии обсуждаются результаты наблюдений воспитателей, зачитываются составленные ими характеристики на детей, обсуждаются трудности, которые испытывали воспитатели во время наблюдений, в процессе анализа наблюдений, в планировании воспитательно-образовательной работы по результатам наблюдений.