Наталья Фролова
Занятие-экскурсия в мини-музей «Русская изба». Тема «Посуда»
Конспект игры-занятия в мини-музее «Русская изба» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Разработан учителем-дефектологом: Фроловой Н. Н.
Тема «Посуда»
Цель. Знакомство детей с русским бытом в старину.
Задачи.
Коррекционно-развивающие: развивать речевое дыхание, внимание, скорость реакции, логическое мышление при отгадывании загадок; расширять словарь по теме (печь, чугунок, ухват, мутовка коромысло, самовар). Развивать мелкую моторику кистей рук.
Публикация «Занятие-экскурсия в мини-музей „Русская изба“, Тема „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Образовательные: продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с предметами домашнего обихода, кухоной утвари; познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником – самоваром.
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к истории и русским народным традициям. Воспитывать культуру поведения за столом.
Материалы и оборудование: предметы посуды, старинной кухонной утвари (печь, чугунок, ухват, деревянные ложки, половник, коромысло, самовар, мутовка, русский народный костюм, угощение для чаепития.
Ход занятия-игры.
1. Вводная часть.
Хозяюшка. (встречает детей у входа в мини-музей).
Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу!
Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
Проходите хорошо всё обглядите.
2. Основная часть.
2.1. Беседа о печи.
Хозяюшка. Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня разговаривать, отгадайте-ка загадку.
«Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота.»
-Правильно, дети! Самое главное в деревенской избе - это печь.
Хозяюшка: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Печь — это очаг для приготовления пищи, варочная камера - горнило, и есть то место, в котором разводят огонь и готовят пищу. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нём можно готовить очень вкусную еду. Какую пищу в ней готовили? (щи, каша, картошка, блины). Каша или блины, приготовленные в такой печи, отличаются по вкусу от той же еды, приготовленной на плите. А ещё в ней сушили продукты и одежду, на ней спали, раньше даже мылись. То есть внутрь печи свободно пролезает взрослый человек. При помощи разогрева тела внутри печи, на Руси изгоняли хворь, например, простудные заболевания. Зимой в мороз кур под печкой держали.
(Дети разглядывают печь, хозяйка показывает и называет её части)
Хозяюшка: В нижней части печки остается свободное пространство — подпечье. Его используется для хранения печного инвентаря: ухватов, кочерги, совков и др. (показывает утварь). Без печи хата - не хата.
Хозяюшка: Ох, заболталась, я с вами! А обед- то готовить надо! Может поможете мне? А в чём же варили еду? (Дети рассматривают чугун, горшок)
2.2. Игра «Варим щи» (дети складывают в чугун овощи, из которых варят щи)
2.3. Пальчиковая гимнастика «Варим компот»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот.
(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)
Будем яблоки крошить,
Груши будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибать пальцы по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот
Угостим честной народ.
(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)
Хозяюшка. Чтобы щи сварить, нужно печку истопить. Топится она дровами. Каких дрова вы знаете? (берёзовые, дубовые, липовые, еловые).
Дети дрова кладут в печь, хозяйка печь затапливает.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала чугунок из печи.
2.4. Рассказ о горшке.
Отгадайте загадку.
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)
Главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшегося до 2-3 ведер воды.
(Демонстрация горшков).
Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть "нероней". Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал».
Следующая загадка
Огня, Воды и Глины сын -
Пузатый глиняный … (кувшин).
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, а самая большая называется…
Загадка.
Среди ложек я полковник,
А зовут меня … (половник).
Хозяюшка показывает детям половник.
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Но ложкой не только ели, на ложках можно было играть. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках и потанцевать под народную музыку.
2.5. Игра на ложках.
Хозяюшка: Чтобы не обжечься, нужно чугун в печь ухватом брать (ребёнок берёт чугун и ставит в печь).
А, чтобы угли не разгорались, их размешивали, отгадайте чем.
Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
(хозяйка показывает).
Хозяюшка. Отгадайте загадку.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Самовар – птица -жар!
Кран открывается, чай наливается!
2.6 Физкультурная минутка «Пьем чай!»
К самовару гости прибежали
(Дети стоят в кругу, один ребенок посередине)
Дружно чашки наполняли.
(Идут к середине круга, здороваются)
Вкусный чай у самовара.
(Расходятся)
Он с ромашковым отваром.
(Идут по кругу друг за другом)
Хозяюшка. Молодцы, ребята! А самоварчик наш, все кипит и кипит!
2.7 Дыхательная гимнастика «Самовар кипит».
И. п. Основная стойка. Правая рука лежит на груди, левая на животе. Вдох через нос, длительный выдох через рот на звуках : ПШ-ПШ-ПШ-ПШ-ПШ…
2.8 Рассматривание самовара.
Хозяюшка. А теперь, давайте рассмотрим из чего же состоит наш самовар. Подойдите поближе, я вам расскажу.
Составные части самовара:
1. Стенка. (Основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения)
2. Кувшин. (Внутренняя труба в самоваре, куда кладется топливо, сосновые шишки, щепки, угли, ветки)
3. Круг. (Литое кольцо, которое находится на верхней части стенки)
4. Шейка. (Низ самовара)
5. Поддон. (Основание самовара)
6 Ручки.
7. Репеёк. (Фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран)
Хозяюшка. Поставят хозяева самовар на стол, а к нему варенье, баранки, бублики, и сидят чаевничают, беседу ведут. А сейчас люди придумали другой чайник. Давайте их сравним.
2.9 Сравнение самовара и современного чайника.
Детям предлагается найти сходства и отличия самовара и чайника.
3.0 Рефлексия. Чаепитие.
Хозяюшка. А теперь прошу всех к столу, угощу всех чаем из самовара.
Хлебом солью привечаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.
Во время чаепития Хозяюшка спрашивает детей о том, что нового узнали дети, что понравилось при посещении музея.