Надежда Лукьяненко
Развивающее логопедическое занятие «Волшебные пуговицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие мелкой моторики руки, логического мышления, умения сравнивать и анализировать; учить употреблять в речи предлоги в, на, под. Развитие творческого воображения, зрительной и слуховой памяти.
Оборудование и материалы: шкатулка с разноцветными пуговицами,волшебный мешочек, индивидуальные зеркала, одноразовые салфетки, аудиокассета с записью музыки русской народной мелодии «Теремок» в обработке Т. Потапенко, альбомы, цветные карандаши, семена гороха, пластилин, одноразовые бумажные тарелки.
Ход занятия
Оргмомент
1. Дети стоят в кругу.
Публикация «Развивающее логопедическое занятие „Волшебные пуговицы“» размещена в разделах
Логопед в русском народном костюме.
- Здравствуйте, ребята! Вы ребята – котята?
- Нет!
Отвечают дети.
- Здравствуйте, ребята! Вы ребята – мышата?
- Нет!
Отвечают дети.
- Здравствуйте, ребята! Вы ребята – цыплята?
- Нет!
Отвечают дети.
- А кто же вы?
Ответы детей: - Мы мальчики и девочки!
Дети громко и торжественно каждый называют свое имя, поднимая руки высоко вверх, раскрывая все пальцы к солнцу: - Я– Оля! И т. д. по очереди.
- Очень приятно! А я – Бабушка Забава! Буду с вами играть, учить разговаривать и весело всех забавлять.
Основная часть
Логопед предлагает детям разбиться на пары. Дети становятся парами лицом друг к другу, смотрят в глаза, взяв друг друга за руки, проговаривают четко слова и согласовывают под них движения:
У друга теплая и нежная ладошка,
Поглажу друга по руке немножко.
Дети гладят ладошки.
Нам хорошо, когда мы вместе рядом
Без друга плохо жить, запомнить это надо!
Берутся за руки и раскачивают их лодочкой.
2. Игра «Солнечный зайчик».
Бабушка Забава пускает зеркальцем солнечный зайчик и проговаривает:
Скачет зайчик по стене,
И подмигивает мне.
Перепрыгнул на картинку
Задержался на ботинке,
Поплясал на потолке.
Притаился в уголке.
Вот он спрятался в кроватке.
С нами он играет в прятки,
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идем его искать.
Бабушка Забава говорит детям: «Ищите зайчика, а когда найдете, - ответьте, куда он спрятался».
Ответы детей: зайчик на потолке, зайчик в углу, зайчик под столом.
3. Массаж и развитие мелкой моторики руки.
Логопед :
- Посмотрите в окно, какое яркое солнце! Солнечный зайчик прыгнул вам в глаза – закройте их. Он побежал дальше по вашей руке, погладьте его. Вот он на ножке, на коленях, погладьте…
- Откройте глаза. Посмотрите, что это такое? Солнечный зайчик расшалился и рассыпал на полу пуговицы. Давайте соберем их. Но сначала послушайте задание:
cоберите только красные пуговицы, затем зеленые, потом продолговатые, деревянные и т. д.
Дети собирают пуговицы по заданию логопеда и кладут их в волшебный мешочек.
Логопед :
- Молодцы, все пуговицы собрали. А сейчас давайте сядем за стол.
4. - Отгадайте загадку:
Висит она, скучает,
Спокойно ей живется.
Ее не замечают,
Пока не оторвется.
Ответ: пуговица.
5.– Представьте себе, ребята, что на Земле исчезли все пуговицы. Как вы думаете, чем их можно было бы заменить?
Ответы детей: шнурки, булавки, липучки, деревяшки.
- Молодцы! Все подойдет: и липучки, и шнурки, и деревяшки, и булавки.
6. Логопед :
- Все – таки хорошо, что на свете есть пуговицы. Еще лучше, когда их много, полная шкатулка.
Перед вами на столе - пуговицы, и у меня - пуговицы, но они лежат в шкатулке. У меня в шкатулке пуговицы лежат в определенном порядке. На счет «раз, два, три», я показываю вам свою шкатулку. Вы запоминаете и выкладываете на столе пуговицы в том же порядке, что и у меня. Начали!
- Хорошо! Бабушка Забава подготовила для вас еще несколько заданий.
- Выложите дорожку из пуговиц. Запомните, сломайте, восстановите.
- Посмотрите на свои пуговицы : чем они отличаются, чем похожи.
- Выложите из пуговиц круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
- Сосчитайте только белые пуговицы, только круглые, только с двумя дырочками.
- Посмотрите, на что похожи белые пуговицы?
- Нужно нанизать десять пуговиц на проволочку.
7. Динамические упражнения.
- Хорошо потрудились ваши пальчики. А теперь выполняйте вместе со мной динамические упражнения.
Упражнение «Голова – мяч». Положить голову на правое плечо. Сделать толчок плечом – «бросить голову на левое плечо». Выполнять 6 – 8 раз.
Упражнение «Любопытный нос». Выполнять движения носом в разных направлениях: вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево. Выполняется 15 – 20 секунд.
Упражнение «Несговорчивые уши». Как будто прислушиваясь правым ухом к чему-либо, перемещать сначала голову, а затем и все туловище влево («не хочу слышать», затем то же - левым ухом вправо. Выполняем 15 – 20 секунд.
8. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
Бабушка Забава:
- А язычки – то у вас есть? Покажите…
Дети показывают и прячут язычки:
- Ам! Никому не дам!
Бабушка Забава:
- Язычки- то у вас есть. Но может у вас горлышко болит! Что -то вы ротики не открываете! Что-то вы тихо разговариваете.
Дети вместе с логопедом, широко раскрывая рты: - А – а – а!
- Нет! Горлышко ни у кого не болит. Может детки еще не совсем проснулись?
Ну -ка, глазки, просыпайтесь!
Губки, зубки, улыбайтесь!
Выполнение артикуляционных упражнений по усмотрению логопеда.
9. – Вы все умеете пришивать пуговицы? Нет? Сейчас поучимся.
Логопед рисует на доске шесть круглых пуговиц с четырьмя дырочками. Дети должны придумать как можно больше вариантов пришивания пуговиц.
Дети рисуют пуговицы у себя в альбомах, логопед – на доске. Пуговица должна быть пришита прочно, для этого нужно использовать все четыре дырочки. Логопед проверяет работы детей и хвалит.
10. – А теперь представьте себя на пять минут знаменитыми народными умельцами. Вам поступил срочный заказ - разрисовать тарелку. А красок – то у вас нет. Как быть? Как заказ выполнить?
- Давайте мы с вами украсим тарелку пуговицами и семенами гороха.
Украшение одноразовой тарелки с нанесенным на ней слоем пластилина пуговицами и семенами гороха.
- Кто не закончил, будет заканчивать в группе вместе с воспитателем.
11. Подведение итогов.
Бабушка Забава благодарит детей за хорошую работу и раздает детям гостинцы.