Нина Васильевна Мышанская
«Играем с песком». Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять кругозор, развивать диалогическую и монологическую речь, фантазию, образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Вид занятия : познавательное, игровое.
Материал и оборудование: покрывало, ящик с песком,песочные часы, лист цветного картона, мелкие игрушки, наждачная бумага, гуашь, опрыскиватель, таз с водой, лупа, тарелка, ложка, салфетка на каждого ребенка.
Ход ЗАНЯТИЯ
(дети стоят вокруг ящика с песком прикрытого покрывалом)
Воспитатель: как вы думаете, что под покрывалом (предложения детей).
Публикация «„Играем с песком“, Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Игры с песком
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
Можно узнать, что там спрятано, отгадав загадку:
Он желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать,
Целый день в него играть (песок).
Сегодня мы играем в необычные песочные игры (снимает покрывало с ящика). Какой песок в ящике? (сухой)
Погрузите в него руки, что вы чувствуете? (дети описывают свои ощущения).
Как называются частички песка? (песчинки).
Рассмотрите их в лупу, что вы видите? (песчинки примерно одинаковые по размеру, но различаются по размеру и форме).
Песчинки не связаны между собой, поэтому песок можно пересыпать с одного места на другое. Мы говорим: «Песок сыпучий». Это свойство используется в песочных часах (показать песочные часы). Можно увидеть,как песчинки тонкой струйкой перетекают из одной колбы часов в другую.
Что образовали песчинки в нижней части колбы часов? (горку)
Как вы думаете, если песок, находящийся в нашем ящике, пересыпать в одно место, песчинки образуют горку? (да)
Убедитесь в этом (дети насыпают горку из песка)
Воспитатель: замечательная горка! Давайте пофантазируем. Представьте, что внутри нее спрятан старинный клад. Предлагаю вам поиграть в игру «Мой клад».
(в песок закопано несколько игрушек, воспитатель описывает, но не называет игрушку. Ребенок, отгадавший, что это за игрушка, находит её в песке на ощупь).
Воспитатель: вспомните сказку К. И. Чуковского «Федорино горе».
Чем Федора хотела почистить посуду? (песком)
Как вы думаете, песок действительно может очищать посуду? (предположения детей)
Потрите песчинки между пальцами. Что вы чувствуете?
(песчинки твердые, царапают кожу)
Попробуйте почистить песком различные предметы.
(дети натирают песком лист цветного картона, игрушки, пластмассовый и деревянный кубики, металлическую кастрюльку и т. д.)
Затем дети рассматривают предметы через лупу, делают вывод, что песчинки оставляют на их поверхности царапины.)
ФИЗМИНУТКА
ИГРА «1,2,3, ПОВЕРНИСЬ, ЧТО НАЗОВУ, В ТО ПРЕВРАТЬСЬ»
(гриб, дерево, дом, лиса, заяц, волк, медведь, паровоз, бабочка)
Цель игры: развитие общей моторики.
Воспитатель: мы уже выяснил, что песчинки оставляют при чистке посуды царапины. Это свойство используется человеком. Рассмотрите в лупу эту бумагу. Её называют наждачной бумагой или «шкуркой».
Вы хотите узнать, как её получают?
Бумагу или ткань смазывают клеем и покрывают тонким слоем песка, а затем используют для шлифования металлических и деревянных изделий.
Где ещё применяют песок? (предположение детей)
Правильно песок используют при строительстве дорог и зданий, при производстве стекла и посуды и конечно, в песок с удовольствием играют дети. Вы все не раз делали куличи.
(воспитатель смачивает песок водой из опрыскивателя, предлагает детям прикоснуться к нему, определить его сыпучесть, рассмотреть через лупу.
Дети выполняют задание и объясняют, как и почему изменились свойства песка.
ИГРА «ПЕСЧИНКИ»
Дети «песчинки» стоят в группе врассыпную. Несколько детей двигаясь вокруг стоящих, выполняют движения руками под потешку «Дождик»
Дождик, дождик, пуще,
Дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.
Все песчинки намокли (дети взялись за руки) и прилипли друг к дружке.
Выглянуло солнышко. (дети выполняют движения под потешку («Солнышко»)
Нарисуем большой круг,
Много лучиков вокруг.
Ярче, солнышко, сияй,
Всех теплом ты согревай.
Солнышко высушило песок и песчинки отделились друг от друга (дети расходятся по всей группе).
Воспитатель: как вы думаете, почему красивые куличи получаются только из влажного песка? (вода скрепляет песчинки)
Что произойдет, когда куличик высохнет? (рассыплется)
Правильно ребята, влажный песок прекрасно сохраняет форму.
ИГРА «СЛЕДОПЫТЫ»
Воспитатель просит детей отвернуться и прикладывает к песку игрушки. Дети поочередно отгадывают, какие предметы оставили на песке отпечатки (следы).
Воспитатель: Знаете ли вы, что с помощью песка можно рисовать?
Для этого необходим цветной песок. Давайте его сделаем.
Дети раскладывают песок по тарелкам, добавляют в него разведенную гуашь, тщательно перемешивают и выставляют сушиться на солнце.
Воспитатель: после того, как песок высохнет, переложим его в пакет и помнем молоточком, насыплем в картонные кулечки и будем рисовать (показывает).
Вот сколько интересного и полезного вы узнали о свойствах песка.
Что вам понравилось делать на нашем занятии?