Наталья Стешенко
Занятие в старшей группе «Экскурсия в мини-музей «Я помню, я горжусь»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в мини музей «Я помню, я горжусь»
Цели и задачи:
• познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу любимой Родины.
• расширять кругозор детей посредством ознакомления с репродукциями картин: А. Дейнека «Оборона Севастополя» и Ю. Непринцева «Отдых после боя»;
• развивать представления о необходимости знания правил поведения в музее, опираясь на опыт детей;
Публикация «Занятие в старшей группе „Экскурсия в мини-музей „Я помню, я горжусь“» размещена в разделах
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
• воспитывать чувство гордости за наших родных, участвовавших в Великой Отечественной войне, любовь и уважение к ветеранам войны.
Экскурсия в мини-музей
Воспитатель:
Добро пожаловать в наш мини-музей «Я помню, я горжусь!». В нашем музее вы можете увидеть книги и стихи о войне и ее героях, ордена и медали наших героев. Здесь выставлены оружие и военная техника.
Я напомню вам, что в музее нельзя шуметь, трогать экспонаты руками. Экспонаты – это вещи в музее, выставленные для показа.
80 лет назад тёплым июньским утром жители приграничных российских городов проснулись от страшного грохота. Но это была не гроза. Это были взрывы фашистских бомб и снарядов. Подло, без предупреждения немцы начали бомбить спящих людей. Началась война. Люди узнали, что началась война по радио. Объявил об этом диктор Юрий Левитан. (ВКЛ. ЗАПИСЬ). Именно это услышали люди утром по радио.
Весь наш народ поднялся на защиту Родины. Словно клятва звучала песня: «вставай, страна огромная…»
ЗВУЧИТ запись песни «Вставай, страна огромная…»
Воспитатель: Кто знает, сколько длилась ВОВ? (ВОВ длилась 4 года)
Первый удар пришёлся на пограничный город Брест.
Рассматривание экспозиции репродукций картин:
Воспитатель:
Посмотрите на эту картину.
Петр Кривоногов «Защитники Брестской крепости»
Художник посвятил эту картину начальному периоду войны. Герои пограничники первые встретили врага. 22 июня 1941 года на рассвете здесь разорвались первые немецкие снаряды и бомбы. Грохот и вой самолетов покрывали все. Бомба за бомбой, снаряд за снарядом. Но застава не дрогнула. Пограничники грудью заслонили крепость.
Горстка наших солдат ценой своей жизни пыталась дать отпор врагу. Но силы были неравны. Бойцы, окруженные со всех сторон, дрались не на жизнь, а на смерть. Пограничники погибли, но их подвиг не забыт. Золотом высечены их имена на стенах Брестской крепости, а сам город Брест назван городом-героем.
Долго немцы крепость бомбили.
Долго взять ее не могли
Сколько сил они положили,
Об этот осколок земли.
С каждым днем оборона, слабела
Не слабел только дух боевой.
Но немецкая рать одолела
Пал над натиском «Город герой».
Один из этих солдат написал надпись «Я умираю, но не сдаюсь!»
Воспитатель:
Посмотрите на этот плакат. Он появился буквально на другой день после начала войны. Он назывался «Родина -мать зовёт!» и призывал всех встать на защиту своей страны. Нарисовал его Ираклий Тоидзе.
Воспитатель
Вставай, народ!
Услышав клич Земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
С отцами рядом были их сыны,
И дети шли дорогами войны.
За Днепр и Волгу шли солдаты в бой,
Сражались за советский край родной,
За каждый город, каждое село,
За все, что на земле моей росло.
За детскую улыбку, светлый класс,
За мир, за счастье каждого из нас…
В. Губарец
Картина А. Дейнека «Оборона Севастополя»
Севастополь в числе первых городов подвергся налету фашистской авиации. Моряки Черноморского флота, жители города организованно встали на защиту Севастополя. Мужество, отвагу и стойкость в боях проявили бойцы и командиры морской пехоты.
Битва за город Севастополь продолжалась 250 дней. Защитники города – моряки Черноморского флота – мужественно сражались с врагом. На переднем плане картины изображена огромная фигура матроса. Он воплощает собой, мощь народа в борьбе против фашизма. (Обратить внимание детей, что художник нарисовал моряка белым цветом, а фашистов черным, таким образом, показывая свое отношение к героям-морякам и захватчикам).
Картина художника Ю. Непринцева «Отдых после боя».
Воспитатель: На картине изображены солдаты. Они отдыхают после тяжелого боя. Как одеты бойцы? (В теплые тулупы, ватные брюки, шапки – ушанки.) Почему? (На картине зима. На некоторых белые комбинезоны, и халаты.) Как вы думаете, для чего? (Что бы враг не заметил на белом снегу. Особенно это важно для разведчиков.) Солдаты устали, многие еще с оружием в руках. В центре изображен веселый солдат. Это Василий Теркин – народный герой. Он рассказывает бойцам что-то смешное. Все улыбаются. Возможно, солдаты не спали всю ночь и ночевали в зимнем морозном лесу, замерзли. Василий Теркин хочет их подбодрить, шутит, смеется. Несмотря на то, что бойцы устали, они не унывают, на их лицах решительность, бесстрашие. Они готовы идти на бой с врагом, защищать свою Родину.
Петр Кривоногов «Победа»
Кривоногов был одним из тех художников, которым довелось участвовать в последних боях за Берлин, штурмовать рейхстаг. Уже тогда задумал художник создать картину, в которой, как он говорил, "должен был звучать гимн победе над фашистской Германией". За картину "Победа" (1948, ГТГ) художник был удостоен Государственной премии.
. Горит рейхстаг. Над площадью висят клубы дыма. Всюду видны следы только что закончившегося боя. Осколками, пулями выщерблены колонны. И всюду наши бойцы, закопченные пороховым дымом, утомленные боями, радостные и взволнованные.
Над куполом рейхстага реет красное Знамя Победы, и в воздух летят пилотки, взметнулись руки с винтовками, автоматами-звучит могучее русское "Ура!".
Воспитатель: А у нас в музее хранится одно из писем солдата с войны. Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты.
Звучит музыка «Последнее письмо» («Ты получишь письмо, как обычно, без марки, солдатское»; С. Туликов - М. Пляцковский)
Ты получишь письмо,
Как обычно, без марки солдатское
И прочтёшь торопливо,
А, может, не станешь читать.
Обращаюсь к тебе не за помощью
И не за ласкою
Не пришлю никогда
Я в твой дом почтальона опять.
Мне подружка твоя -
Не красивая, с рыжею чёлкою
Написала по дружбе,
Что замуж ты вышла весной.
Называл я тебя
Самой лучшей на свете девчонкою
И не думал, что будешь
Ты зваться чужою женой.
Помнишь, как ты при всех,
Целовала меня на прощание?
Помнишь дым паровозный
И восемь коротких минут?
Ты любила тогда -
Я поверил в твои обещания
И увёз я пластинку -
«Девчонки, которые ждут».
Будет дождь по траве рассыпаться
Весенними искрами,
Листопад отпылает,
Застынут деревья в снегу.
Как я верил тебе -
Ты такою казалась мне искренней,
Что не знаю теперь,
Как другой я поверить смогу.
Воспитатель:
Каждый ребёнок должен знать, чем была война для всех нас. В каждой семье был свой герой- живой, погибший. Но он был и остаётся в памяти родных и близких. В каждой семье хранятся фотографии и всё то, что связано с памятью о родных, переживших те страшные годы, прошедших по дороге войны и возвратившихся с Победой домой.
Воспитатель показывает детям портреты ветеранов Великой Отечественной войны:
1. Первухин Владимир Леонтьевич, старший лейтенант. В 1940 г. ушел в ряды РККА. С 1941-го по 1945 г. участвовал в Великой Отечественной войне, в 1941-1943 гг. -фельдшером под Ленинградом в пограничном отряде морской пехоты, в 1943-1945 гг. - в стрелковом полку командиром санитарного взвода, фельдшером батальона, затем роты в гарнизоне Будапешта.
Награжден медалями "За отвагу", "За победу над Германией", "За оборону Ленинграда", юбилейными медалями, в том числе "В память 250-летия Ленинграда".
2. Пешков Анатолий Михайлович, младший лейтенант. В 1943 г. ушел добровольцем на фронт, был направлен в пехотное училище. После окончания училища в 1944 г. служил в пехотных войсках на Белорусском фронте. Войну закончил в Германии. Имеет награды.
3. Евтягин Алексей Дмитриевич Гвардии ефрейтор
Медаль "За оборону Сталинграда" (проводил ремонт линии связи под сильным пулеметным, минометным, артиллерийским огнем и бомбежкой с воздуха на протяжении пяти часов, не уходя с линии обеспечивал связь)
Медаль «За отвагу» (находясь под артиллерийско-пулеметным огнем противника проводил ремонт линии связи (около 20 повреждений) обеспечивая бесперебойную работу связи командира полка с командиром дивизии)
Орден Красной Звезды (С декабря 1942 участвовал во всех боевых операциях от Сталинграда до Восточной Пруссии)
(устраняя повреждения связи получил тяжелое ранение, но не покинул поле боя, устранил повреждения линии обеспечив связью командование дивизии и полк, и только после этого попросил помощи так как двигаться сам уже не мог.)
4. Тархов Константин Алексеевич, младший сержант. Служил наводчиком станкового пулемета Максим в Ленинградском стрелковом полку. Выбыл по ранению в марте 1945 г. Награжден Орденом Славы III степени, а также юбилейными медалями "50 лет Вооруженных Сил СССР", "20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ", "25 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. "
Воспитатель: Мы в этот день поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны. Их, к сожалению, осталось очень мало. Поэтому мы должны с уважением относиться к ним. И низкий им поклон за то, что мы живём в мирной стране, под ясным голубым небом. А в память о них, люди воздвигают памятники, мемориалы, посвящают им стихи и песни. Народ не забывает своих героев.
И в нашем городе есть Монумент славы в честь погибших героев ВОВ. И там горит вечный огонь. Вечный огонь — постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о подвигах наших отважных солдат.
Воспитатель:
Почтим светлую память всех погибших в этой войне минутой молчания.
Минута молчания. Фон «Метроном».
Воспитатель: Обязательно сходите на парад 9 мая вместе со своими родителями. И когда 9 мая вы увидите человека с орденами, то поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!» за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет очень приятно, что мы помним о них.
Дети, вот и подошла к концу наша экскурсия.
Дети садятся на места.
Давайте, еще раз вспомним:
1. Когда началась и закончилась ВОВ? (1941-1945г)
2. Сколько продолжалась война? (4 года)
3. Какой праздник будет отмечать вся страна 9 мая? (День Победы)
4. Кого мы будем поздравлять в этот день? (ветеранов).
Правильно, ребята. Ветеранов осталось очень мало, и с каждым годом их становится все меньше и меньше. Они уже старенькие и некоторые даже беспомощные. Мы должны относиться к ним с огромным уважением и благодарностью за то, что они спасли нашу Родину от врага и подарили нам жизнь.
5. Как мы будем его отмечать день победы? (В этот день приносят цветы к памятникам, проводят парады, запускают салюты, поют песни о войне)
Может быть, и вы знаете такие песни о войне (называют песни). А давайте в заключении нашего занятия споем песню «День Победы». Дети встают и под музыку поют песню.