МААМ-картинки

Занятие в старшей группе «День Наума Грамотника»

Татьяна Атякшева
Занятие в старшей группе «День Наума Грамотника»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие в старшей группе " День Наума Грамотника"

Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника

" День Наума Грамотника", формировать положительное отношение к обучению грамоте у дошкольников.

задачи:

• Развивать умение применять речевые навыки в игровой предметной среде; творчески относиться к речевой деятельности;

• Развивать фонематический слух, восприятие;

Публикация «Занятие в старшей группе „День Наума Грамотника“» размещена в разделах

• развивать память, внимание, мышление;

• воспитывать интерес к родной культуре, народным традициям;

• воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, умение выслушивать до конца ответы других детей.

• Закреплять навык звуко-слогового анализа и синтеза;

Оборудование: мультимедийная презентация “Как учили в старину”; магнитные доски; картонки, покрытые пластилином, деревянные палочки; предметные картинки для определения первого звука; игрушки и карточки со словами для слогового анализа, обручи.

Ход занятия:

Учитель-логопед:

- Здравствуйте ребята. Сегодня День Наума Грамотника. Такой праздник на Руси отмечался 14 декабря. С этого дня детей начинали учить грамоте. Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников.

Вот и поговорки про это сложили:

“Батюшка Наум, наведи меня на ум”,

“Пророк Наум – наставит на ум”.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Ученье — путь к уменью.

Ученье — лучшее богатство.

Ученому везде дорога.

Грамотных людей на Руси было мало, поэтому их почитали, ценили.

Презентация “Как учили в старину”

Слайд 1

Давайте посмотрим, какой была школа в давние времена.

Слайд 2-3-4

Первые школы стали открываться на Руси ещё в 10-м веке по указу князя Владимира.

Это школа, какой она была более ста лет назад.

Внимательно рассмотрите убранство классной комнаты.

Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, о начале занятий извещал школьный колокол. Ученье длилось с утра до вечера. В тех школах не было ни переменок, ни директора. А только один лишь учитель. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка. Входя в школу, все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищей не утесняй".

Учитель-логопед:

- Как вы понимаете это выражение? Высказывания детей.

Первый урок – азбука.

После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. В полдень делали перерыв на обед. Ели то, что из дома принесут, что мама дала. Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

Слайд 5

Первые школы создавались только для мальчиков. Девочек стали принимать в школу только 100 лет назад.

Слайд 6

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была.

"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. Целый год учили детишки буквы, и только на второй начинали их складывать в слова.

Слайд 7-8

Сначала не было бумаги. И дети писали на бересте (это кора берёзы, выцарапывали буквы острой палочкой. Также использовались деревянные дощечки, покрытые воском. Для письма использовали заострённые палочки. Они назывались писало.

Слайд 9

А когда появилась бумага, стали писать гусиными перьями.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

Слайд 10

Этот нож не без причины

Назывался “перочинным”,

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Слайд 11

Позже стали делать металлические перья, которые служили ученикам долго.

Учитель-логопед: Вот и мы сегодня посмотрим, знаете ли вы буквы, хорошо ли разгадываете загадки, умеете ли читать, грамотно ли вы говорите. Отгадайте первую загадку:

Чёрные птички

На каждой страничке.

Молчат, ожидают.

Кто их отгадает.

(Буквы)

Надо буквы знать, чтобы книги читать. Коли человек грамотный, он из книг такого ума наберется, что только сердце радуется. Ведь в книгах про все на свете написано – и какие есть страны, и какие люди в них живут, и какие цветы растут, и какие звери водятся. Ребята, а вы буквы знаете?

Конкурс “Зачеркни лишнюю букву”

На магнитные доски прикрепляются полосы бумаги с рядами букв. Дети в цепочках букв находят лишнюю.

Ю Ю Ю Ю Н Ю

Я Я Я Р Я Я

Н Н Ю Н Н Н

Р Р В Р Р Р

Г П П П П П

Ж Ж Ж Ж Ж К

Игра “Посели в свой домик”.

Ведущий напоминает, что звуки и буквы русского языка делятся на гласные и согласные. На магнитных досках прикрепляются красный и синий домики. На ковре лежат картинки с изображениями разных предметов. Участникам двух команд предлагается определить первый звук в слове и прикрепить картинку на мольберт с красным или синим домиком.

Игра “Напиши букву или слово”.

Учитель-логопед: В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Точнее выцарапывали. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать. Напишите любое слово, свою любимую букву.

Детям раздаются дощечки (картонки, покрытые пластилином и деревянные палочки.

Игра “Море волнуется раз. ”

Участники встают врассыпную по залу. Ведущий начинает игру: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, - любая буква на месте замри!”. Дети изображают букву русского алфавита, ведущий угадывает.

Учитель-логопед: Буквы приходят друг к другу в гости, и так получаются слова. Слова бывают разные, дети знают много слов и умеют с ними играть.

Ребё нок 1:

Какие бывают слова

Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – лимон

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ёжик.

Есть слово промокшее – дождик.

Есть слово упрямое – цель.

Есть слово зелёное – ель.

Есть книжное слово – страница.

Есть слово лесное – синица.

Есть слово пушистое – снег.

Есть слово весёлое – смех.

М. Пляцковский.

Учитель-логопед: А ещё слова бывают длинные и короткие. Только как их измерить, - линейкой что ли?

Ребё нок 2:

Измерить длиннющее слово –

Да это же проще простого!

Сколько частей в нем надо узнать?

Хлопать в ладоши пора начинать.

Игра “Расставь игрушки (разложи карточки) по количеству слогов.

Участники раскладывают игрушки (дошкольники) и карточки со словами (школьники) в обручи по количеству слогов (1, 2 и 3).

Учитель-логопед: Дети всегда любили разгадывать загадки. Загадки были известны в Древней Руси ещё много столетий назад. В сказках Василиса Премудрая любила испытывать добрых молодцев загадками. На древнерусском языке “гадать” значит “думать”, “размышлять”. Загадки бывают разные. Сначала попробуйте найти ответы, подобрав рифму.

Он живёт среди болот,

У него большой живот

И огромный страшный рот!

Это толстый. (бегемот).

И красива, и пушиста,

Хвост и лапки моет чисто,

Меж деревьев словно стрелка

Пролетает смело. (белка).

Он свой род обороняет

И цыпляток охраняет.

Курам муж он и пастух,

А зовут его. (петух).

А теперь усложним задание. Ориентироваться надо не на рифму, а на смысл.

Сено хоботом берёт

Толстокожий. (слон).

Как в автобусный салон,

Прыгнул к маме в сумку. (кенгуру).

На заборе поутру

кукарекал. (петух).

Над лесом солнца луч потух,

Крадётся царь зверей. (лев).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый. (медведь).

Учитель-логопед: Сегодня вы показали свои знания, и, хотя вы ещё только в начале обучающего пути, но постепенно вы добьетесь успехов. Чтобы больше знать, ещё многому нужно учиться. Ребята всегда помните

Будем грамоте учиться!

Всегда в жизни пригодится.

Много добрых светлых дум

Дарит Грамотник Наум!

Публикации по теме:

Тематическое занятие «День Наума Грамотника». ФотоотчетТематическое занятие «День Наума Грамотника». Фотоотчет Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуре, через знакомство с культурными традициями народов России. " РОДНОЙ ЯЗЫК. ".

Конспект досуга «День Наума Грамотника» в подготовительных группах ДОУКонспект досуга «День Наума Грамотника» в подготовительных группах ДОУ Фотоотчёт и видео досуга «День Наума Грамотника» в подготовительных группах ДОУ Когда-то давным-давно на Руси в декабре отмечался праздник.

Фотоотчёт о проведении интегрированного развлечения для детей подготовительной группы «День Наума — Грамотника»Фотоотчёт о проведении интегрированного развлечения для детей подготовительной группы «День Наума — Грамотника» Фотоотчёт о проведении интегрированного развлечения для детей подготовительной группыВедущий: Сегодня мы собрались, чтобы отметить старинный.

Игровое занятие «День добра» в старшей группеИгровое занятие «День добра» в старшей группе Игровое занятие «День добра» в старшей группе Цель: формирование партнерских навыков и социально-коммуникативных качеств во взаимоотношениях.

Интегрированная ООД для детей с ОНР «День Наума-грамотника» (подготовительная логогруппа)Интегрированная ООД для детей с ОНР «День Наума-грамотника» (подготовительная логогруппа) Уважаемые коллеги!Приглашаю Вас отметить вместе с нашими детьми"День Наума - Грамотника". [/b]Мероприятия, приуроченные к этому дню, стали.

Интегрированное занятие «День Земли» в старшей группеИнтегрированное занятие «День Земли» в старшей группе Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие» В интеграции: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Интегрированное занятие по познанию «День народного единства» в старшей группеИнтегрированное занятие по познанию «День народного единства» в старшей группе Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: - закреплять.

Познавательное занятие «Синичкин день» в старшей группеПознавательное занятие «Синичкин день» в старшей группе Цель : сформировать у детей общее представление о синицах, об их пользе для человека, об особенностях их внешнего вида и поведения. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи «День Наума — грамотника» в подготовительной группе Конспект занятия по развитию речи. Тема: «День Наума - грамотника». В подготовительной группе. Цель. - Развитие речи и активизация словаря.

Занятие по познавательному развитию «Всемирный день защиты слонов» в старшей группеЗанятие по познавательному развитию «Всемирный день защиты слонов» в старшей группе Цели: знакомство с двумя видами слонов, живущих на нашей планете, а также с причиной сокращения их численности. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе «День Наума Грамотника»
Опубликовано: 4 января 2024 в 08:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие в старшей группе «День Наума Грамотника»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Атякшева (УИ 557194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД