Татьяна Бережная
Занятие в средней группе по познавательному развитию. Игра-эксперимент «Невидимка — воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в средней группе по познавательному развитию. Игра-эксперимент
Задачи:
Образовательные:
- подвести детей к пониманию того, что воздух есть везде- вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он может занимать место и обладать свойствами (невидимый, лёгкий, не имеет запаха, ветер – это движение воздуха;
- учить овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- формировать у детей познавательный интерес;
- закрепить знания о свойствах воздуха;
Публикация «Занятие в средней группе по познавательному развитию, Игра-эксперимент „Невидимка — воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- учить работать коллективно и индивидуально во время опытов.
Развивающие :
- развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное, слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к расширению своего кругозора;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношениек природе и окружающей среде,
- воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогащение словаря детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа:
- наблюдения за ветром;
- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
- эксперименты с водой используя предметы из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление бумажных корабликов, вееров.
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- сундучок Кузи;
- игрушка «Домовёнок Кузя» и ширма;
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- сосуд – «море» для корабликов;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- апельсин, чеснок, чеснокодавилка;
- воздушные шары (по количеству детей);
- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов
___
Ход занятия:
Стали дети дружно в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить…
А вот о чем мы будем говорить отгадайте, внимательно послушайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, ребята, это воздух! И сегодня мы с вами будем говорить о воздухе, будем проводить опыты, как настоящие учёные. Настоящие ученые проводят свои опыты в лаборатории и мы с вами отправляемся в настоящую лабораторию.
(подходят к лаборатории)
Появляется домовенок Кузя :Здравствуйте, ребята! Что это у вас такое и что вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами собираемся говорить о воздухе.
Кузя: О воздухе? А вы его видели, этот воздух? Может, его и нет совсем? Вот я,Кузя,никогда не видел воздух! А вы видели, ребята?
Воспитатель: Ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, прозрачный, бесцветный, невидемый?
Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет совсем!
Воспитатель: Постой, Кузя! Я вот тоже воздух не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Кузя: Ой, вокруг нас, вокруг нас! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух вообще есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Давайте поймаем воздух. Хотите, я научу вас его ловить?
Дети: Да.
Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет. Как вы думаете,что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Давайте сложим его в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на большую подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь давайте откроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Кузя! Значит: воздух прозрачный,но чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел такой мешочек на речке. Люди используют такой «запертый» воздух в надувном матрасе! А ещё в спасательных нарукавниках и даже спасательном круге!
Воспитатель: Правильно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Кузя: Значит, если внутри какого-то предмета воздух,он будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие плавают, а какие нет? Где же спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)
Воспитатель: Замечательно, ребята! Помогли Кузе! Теперь, Кузя, знает,что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но если во внутрь попадает вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. Интересно, а внутри человека есть воздух?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете? Давайте проверим?
Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что же происходит?
Дети: Получаются пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала должны вдохнуть новый воздух, а потом выдохнуть через трубочку и получатся пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте пускать красивые мыльные пузыри.
Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)
Воспитатель: Кузя, как ты считаешь, что находится внутри мыльных пузырей?
Кузя: Наверно мыло!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете Кузя прав? Почему? Конечно же, в каждом пузырьке внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается и летит. Лёгкие, наполненные воздухом пузырьки весело, парят в воздухе.
Кузя: Все понятно! Мы выдыхаем воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к нам попадает? Через нос что ли?
Воспитатель: Правильно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем как дышат наши носики. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Как вы думаете, мы видим его?
Дети: Конечно нет.
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель: А посмотрите с салфеткой его видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы видите, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка колышется, как летом листочки на деревьях. А мы знаем, что листочки качаются от ветра. Откуда же он появился, сейчас?
Пока мы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, то получается ветер. Хотите устроить ветерок?
Давайте поиграем с корабликами.
Игра «Кораблики»
Когда мы выдыхаем воздух, потоком воздуха из груди, раздуваются паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит воздух может передвигать предметы.
Кузя: Вы дуете, толкаете воздух. А как ещё можно сделать ветер? Правильно при помощи веера.
Опыт 4. С веером.
Воспитатель: Давайте устроим ветер с помощью веера! Помашите веером сн на себя и друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Правильно в лицо дует ветерок.
Воспитатель: А от моего веера даже кораблики могут плыть. А еще ветер может вращать вертушку. Смотрите когда воздух не движется вертушка не вертится. А когда я машу веером, то толкаю воздухи получается ветер, вертушка вертится.
Кузя: Я знаю эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас была такая. Там, муку мололи. А затем из муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!
Воспитатель: Ребята, скажите,а воздух пахнет? Давайте понюхаем. Что же получается, что когда пекут пироги, мы чувствуем запах? Значит, воздух движется и доносит эти запахи до наших носиков, хотя сам воздух запаха не имеет. Давайте еще сделаем запахи.
Опыт 5. С апельсином и чесноком.
Кузя: Фу чесноком запахло! Не хочу такой запах! Лучше я нос прищепкой закрою и не буду дышать.
Воспитатель: Ненадо, Кузя! Без воздуха ты можешь задохнуться. Всему живому на земле необходим воздух : и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все погибнет.
Воспитатель: Кузя, если тебе не нравиться запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. И тебе будет легко дышать.
Кузя: Спасибо, ребята! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Что воздух бесцветный, чтоб увидеть воздух, его надо поймать (
Что воздух легче воды
Что воздух есть внутри пустых предметов;
И даже внутри нас
Без воздуха ничто живое не может жить;
А ещё я узнал, что воздух не пахнет,а может передавать запахи
А ещё я узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.
Кузя, ты куда пропал? Чем ты там занимаешься?
Кузя: Я здесь Я надувал шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам,за то что они помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Раз, два повернись и в группе очутись.
Вывод:
Ребята,где сегодня мы были? Что нового узнали?