МААМ-картинки

Познавательная беседа в подготовительной группе «Семеновская матрешка — символ России»

Светлана Мансурова
Познавательная беседа в подготовительной группе «Семеновская матрешка — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с развитием нижегородского декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

1. Знакомство с историей возникновения промыслов по изготовлению деревянных кукол-игрушек – матрешек.

2. Формирование образных представлений о русской матрешке, историей её появления.

Часть 1

Педагог, сидя на ковре в центре круга, образованного детьми, обращается к детям:

- Богата Нижегородская земля своими лесами, полями, но самое главное – своими мастерами.

- Ребята, мы с вами уже познакомились с хохломской росписью. Почему она так называется?

Публикация «Познавательная беседа в подготовительной группе „Семеновская матрешка — символ России“» размещена в разделах

Педагог демонстрирует карту Нижегородской области с прикрепленными на ней значками с эмблемами Хохломы и семеновской матрешки.

- Много прошло времени с тех пор, когда деревянную посуду везли на продажу в село Хохлому. Бойко шла торговля, приезжали мастера из окрестных деревень не только свой товар продать, но и чужой товар посмотреть. Рос промысел, теперь уже в Хохлому отправляли гонцов со всех концов, да наказывали им (просили их) заказать посуду деревянную для торжественных случаев, в подарок. Даже сам царь не прочь был отведать квасу из расписного ковша!

- Ехали не просто так, а к своим мастерам, чья работа понравилась больше. Но трудно одному промысел держать, налоги платить, вот и решили мастера объединиться все вместе, в артель.

-Собрались старики на совет, вспомнили сказку о старике и его сыновьях.

Методические рекомендации. Педагог может рассказать детям сказку-притчу о связке прутьев.

Притча о прутьях.

В одной деревне жил старик, было у него семеро сыновей. Старик всю жизнь работал и потому был у него хороший дом, и скотина, и даже маленькая мельница. Целыми днями трудились братья, поднимали хозяйство отца, сам хозяин был уже стар. Вот однажды вышел он прогуляться в сад, сел под яблоней и вдруг услышал разговор братьев.

Старший говорил

-Умрет отец, я возьму себе дом, ты средний брат возьмешь мельницу, другие братья – скотину: корову, коня, овец и каждый заживем своим домом.

Огорчился отец, трудно будет сыновьям поодиночке! Не стал он говорить сыновьям о подслушанном разговоре, только как-то вечером позвал он всех семерых сыновей к себе, раздал каждому по пруту и приказал сломать прутья. Удивились братья, но легко выполнили задачу отца, переломили прутики пополам, тогда раздал отец каждому сыну по три прута и велел сломать их, снова удивились братья, но не решились перечить отцу, переломили прутья, правда, три прута ломались уже труднее. Тогда отец раздал сыновьям по семь прутьев и приказал сломать их, не с первой попытки сломали братья семь прутьев. Под конец подозвал старик к себе старшего сына, подал ему связку прутьев и приказал сломать. Как ни старался старший брат, не справился с задачей! Тогда отец отдал связку следующему брату, но и тот не переломил прутьев. Каждый из братьев попробовал выполнить наказ отца, но никто не справился.

Тогда отец сказал: «Как легко было сломать один прут, так легко будет сломать и одного человека, и как невозможно было сломать пук прутьев - так не сломают и вас невзгоды, пока вы вместе! Поняли тогда братья зачем позвал их отец, молча ушли от него, удивляясь его мудрости.

Вскоре отец умер, завещав старшему - дом, среднему – мельницу, а остальным – скотину. Но не расстались братья, стали жить одним хозяйством и пошла слава о семи братьях по всей земле!

Динамическая игра. Образное перевоплощение по сюжету сказки-притчи.

Часть 2

- Вспомнили мастера сказку про братьев и решили, что вместе работать удобнее, да и веселее!

- И вот появились в городе Семенове, тогда еще в селе Семенове, первые мастерские. В одних мастерских вырезали из дерева заготовки, во вторых-подготавливали заготовки к росписи, в третьих – наносили на заготовки чудесные узоры, а в четвертых – обжигали изделия в печи. Славно пошла работа!

- Позднее в городе Семенова основали фабрику, и сейчас можно приехать туда на экскурсию и понаблюдать за работой чудо-мастеров!

- Но славится эта фабрика не только деревянной посудой… Выпускают на ней ещё и чудо-игрушку с сюрпризом внутри.

-Догадались, что это за игрушка? Конечно же, это матрёшка. Знаменитая матрёшка по всей России, но как же появилась она у нас?

-Вы, наверное, думаете, что её делали еще в глубокой древности?

- На самом деле, ей нет ещё и двухсот лет. Про появление матрешки в России ходит много историй.

- Рассказывают, что в семью Мамонтовых – известных русских купцов и благотворителей – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точеную фигурку, которая оказалась с «Сюрпризом»…она

раскрывалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.

- Только мастерам не хотелось делать японскую игрушку и они придумали…образ русской девочки, которую назвали Матреной или по-простому Матрешкой.

- Игрушка эта стала очень популярной! Во многих местах России изготавливали мастера матрешек.

- Первых матрешек стали делать недалеко от Москвы в Сергиевом Пасаде.

- Вскоре матрешек повезли в Париж на большую иностранную выставку – за границей матрешку тоже полюбили.

- И тогда стали в России делать много матрешек, раз они так всем нравятся. Теперь непростая деревянная куколка стала одним из символов нашей Родины – везде знают нашу русскую матрешку.

Динамическая игра «Быстрые матрешки». Педагог напоминает, что все матрешки разного размера. Семью матрешек можно расставить по росту. Детям предлагается разделиться на две команды-семьи «матрешек».

По первому сигналу педагога (например, начало музыки, хлопок, свисток и т. д., все дети-матрешки разбегаются по комнате и перепутываются.

По второму сигналу (например, окончание музыки, два хлопка, свистка) каждая команда-семья матрешек должна собраться вместе и построиться по росту в шеренгу.

Побеждает команда, которая первая выполнит предложенное задание.

Игра повторяется несколько раз.

Часть 3

Проводится по желанию педагога – обрисовывание детьми контуров матрешки с трафаретов (рисование заготовок для работы по художественно-творческой деятельности).

Публикации по теме:

«Матрешка» — неофициальный символ России (работы детей подготовительной группы)«Матрешка» — неофициальный символ России (работы детей подготовительной группы) Ни для кого не секрет, что в России кроме официальных государственных символов (флаг, герб, гимн) существуют еще и неофициальные (матрешка,.

Познавательная беседа «Мир растений» Беседа о фруктах. Iчасть. Воспитатель говорит: "Я решила сегодня угостить вас фруктами. (Фрукты детям не показывают.) Я принесла их, но.

Конспект НОД по аппликации «Государственный символ России — флаг» Конспект НОД в средней группе по обрывной аппликации. «Государственный символ России - флаг» Цель: Создание условий для расширения формирования.

Конспект НОД в подготовительной группе «Государственный символ России-герб»Конспект НОД в подготовительной группе «Государственный символ России-герб» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект НОД «Береза — символ России» в средней группеКонспект НОД «Береза — символ России» в средней группе Конспект НОД по окружающему миру Тема: «Береза – символ России» в средней группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,.

Конспект НООД в средней группе Тема: «Семеновская матрешка» МБДОУ д/с № 1 «Светлячок» Конспект НООД в средней группе Тема: «Семеновская матрешка» Воспитатель: Жирнова Н. Е. Образовательная область:.

Поделка из бросового материала «Символ России»Поделка из бросового материала «Символ России» Любовь маленького ребенка- дошкольника к Родине начинается с отношений с самыми близкими – отец, мать, дедушка. бабушка, с любовью к своему.

Познавательная беседа «Божья коровка» в средней группе Познавательная Беседа на тему: "божья коровка "в средней группе. Цели: познакомить с образом жизни божьей коровки; объяснить, в чём её.

Познавательная беседа «Прогулка по зоопарку» Клубный час «Прогулка по зоопарку» Цели: 1. Расширить знания детей о диких и домашних животных 2. Развивать внимание, память 3. Способствовать.

Познавательная беседа с использованием презентации «Государственные праздники» СЛАЙД 1. Тема: Государственные праздники СЛАЙД 2. День защитника отечества. 23 февраля очень важный день для нашей страны. Это праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательная беседа в подготовительной группе «Семеновская матрешка — символ России»
Опубликовано: 23 ноября 2015 в 12:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательная беседа в подготовительной группе «Семеновская матрешка — символ России»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мансурова (УИ 139896) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД