Светлана Мансурова
Познавательная беседа в подготовительной группе «Семеновская матрешка — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с развитием нижегородского декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
1. Знакомство с историей возникновения промыслов по изготовлению деревянных кукол-игрушек – матрешек.
2. Формирование образных представлений о русской матрешке, историей её появления.
Часть 1
Педагог, сидя на ковре в центре круга, образованного детьми, обращается к детям:
- Богата Нижегородская земля своими лесами, полями, но самое главное – своими мастерами.
- Ребята, мы с вами уже познакомились с хохломской росписью. Почему она так называется?
Публикация «Познавательная беседа в подготовительной группе „Семеновская матрешка — символ России“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Педагог демонстрирует карту Нижегородской области с прикрепленными на ней значками с эмблемами Хохломы и семеновской матрешки.
- Много прошло времени с тех пор, когда деревянную посуду везли на продажу в село Хохлому. Бойко шла торговля, приезжали мастера из окрестных деревень не только свой товар продать, но и чужой товар посмотреть. Рос промысел, теперь уже в Хохлому отправляли гонцов со всех концов, да наказывали им (просили их) заказать посуду деревянную для торжественных случаев, в подарок. Даже сам царь не прочь был отведать квасу из расписного ковша!
- Ехали не просто так, а к своим мастерам, чья работа понравилась больше. Но трудно одному промысел держать, налоги платить, вот и решили мастера объединиться все вместе, в артель.
-Собрались старики на совет, вспомнили сказку о старике и его сыновьях.
Методические рекомендации. Педагог может рассказать детям сказку-притчу о связке прутьев.
Притча о прутьях.
В одной деревне жил старик, было у него семеро сыновей. Старик всю жизнь работал и потому был у него хороший дом, и скотина, и даже маленькая мельница. Целыми днями трудились братья, поднимали хозяйство отца, сам хозяин был уже стар. Вот однажды вышел он прогуляться в сад, сел под яблоней и вдруг услышал разговор братьев.
Старший говорил
-Умрет отец, я возьму себе дом, ты средний брат возьмешь мельницу, другие братья – скотину: корову, коня, овец и каждый заживем своим домом.
Огорчился отец, трудно будет сыновьям поодиночке! Не стал он говорить сыновьям о подслушанном разговоре, только как-то вечером позвал он всех семерых сыновей к себе, раздал каждому по пруту и приказал сломать прутья. Удивились братья, но легко выполнили задачу отца, переломили прутики пополам, тогда раздал отец каждому сыну по три прута и велел сломать их, снова удивились братья, но не решились перечить отцу, переломили прутья, правда, три прута ломались уже труднее. Тогда отец раздал сыновьям по семь прутьев и приказал сломать их, не с первой попытки сломали братья семь прутьев. Под конец подозвал старик к себе старшего сына, подал ему связку прутьев и приказал сломать. Как ни старался старший брат, не справился с задачей! Тогда отец отдал связку следующему брату, но и тот не переломил прутьев. Каждый из братьев попробовал выполнить наказ отца, но никто не справился.
Тогда отец сказал: «Как легко было сломать один прут, так легко будет сломать и одного человека, и как невозможно было сломать пук прутьев - так не сломают и вас невзгоды, пока вы вместе! Поняли тогда братья зачем позвал их отец, молча ушли от него, удивляясь его мудрости.
Вскоре отец умер, завещав старшему - дом, среднему – мельницу, а остальным – скотину. Но не расстались братья, стали жить одним хозяйством и пошла слава о семи братьях по всей земле!
Динамическая игра. Образное перевоплощение по сюжету сказки-притчи.
Часть 2
- Вспомнили мастера сказку про братьев и решили, что вместе работать удобнее, да и веселее!
- И вот появились в городе Семенове, тогда еще в селе Семенове, первые мастерские. В одних мастерских вырезали из дерева заготовки, во вторых-подготавливали заготовки к росписи, в третьих – наносили на заготовки чудесные узоры, а в четвертых – обжигали изделия в печи. Славно пошла работа!
- Позднее в городе Семенова основали фабрику, и сейчас можно приехать туда на экскурсию и понаблюдать за работой чудо-мастеров!
- Но славится эта фабрика не только деревянной посудой… Выпускают на ней ещё и чудо-игрушку с сюрпризом внутри.
-Догадались, что это за игрушка? Конечно же, это матрёшка. Знаменитая матрёшка по всей России, но как же появилась она у нас?
-Вы, наверное, думаете, что её делали еще в глубокой древности?
- На самом деле, ей нет ещё и двухсот лет. Про появление матрешки в России ходит много историй.
- Рассказывают, что в семью Мамонтовых – известных русских купцов и благотворителей – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привёз японскую точеную фигурку, которая оказалась с «Сюрпризом»…она
раскрывалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок. Всего таких куколок насчитывалось пять.
- Только мастерам не хотелось делать японскую игрушку и они придумали…образ русской девочки, которую назвали Матреной или по-простому Матрешкой.
- Игрушка эта стала очень популярной! Во многих местах России изготавливали мастера матрешек.
- Первых матрешек стали делать недалеко от Москвы в Сергиевом Пасаде.
- Вскоре матрешек повезли в Париж на большую иностранную выставку – за границей матрешку тоже полюбили.
- И тогда стали в России делать много матрешек, раз они так всем нравятся. Теперь непростая деревянная куколка стала одним из символов нашей Родины – везде знают нашу русскую матрешку.
Динамическая игра «Быстрые матрешки». Педагог напоминает, что все матрешки разного размера. Семью матрешек можно расставить по росту. Детям предлагается разделиться на две команды-семьи «матрешек».
По первому сигналу педагога (например, начало музыки, хлопок, свисток и т. д., все дети-матрешки разбегаются по комнате и перепутываются.
По второму сигналу (например, окончание музыки, два хлопка, свистка) каждая команда-семья матрешек должна собраться вместе и построиться по росту в шеренгу.
Побеждает команда, которая первая выполнит предложенное задание.
Игра повторяется несколько раз.
Часть 3
Проводится по желанию педагога – обрисовывание детьми контуров матрешки с трафаретов (рисование заготовок для работы по художественно-творческой деятельности).