Елена Мартьянова
Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Прогулка в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его значение в жизни людей.
Образовательные задачи:
-Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление.
- Продолжать знакомить с видами деревьев и лесов.
- Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.
Публикация «Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром „Прогулка в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
- Сохранять и укреплять здоровье детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к объектам природы.
Ход занятия:
Воспитатель:
Давайте отравимся с вами в весенний лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за чудесами! Да, да, за чудесами! Даже взрослые встречаются на лесных тропинках с неведомым, таинственным, удивительным. А уж, ребята! Что ни шаг, то для вас новое чудо. Хоть в лукошко собирай!
Протянул руку к листку, а он… вспорхнул и полетел.
Оказывается, бабочка притворилась листком.
А вот зверек. Крыльев нет, а с дерево на дерево перелетает. Разве не чудо?
А кто это ребята?
- Белка
Воспитатель:
А в траве маленький муравьишко. И как он такой маленький не заблудился? Как дорогу домой находит?
Одним словом, в лесу, куда не глянь, повсюду чудеса, чудеса, чудеса
А это что еще за гость лесной?
Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Я старичок-боровичок, коренной лесовичок. Живу в лесном царстве-государстве. Над всеми грибами и ягодами начальник. Услышал, что про лес говорите, зашел сразу к вам. Вот и я говорю, сам не раз видел. Один подивится лесному чуду, поохает и пошел дальше, тут же обо всем забыв. А другой удивится - остановится, остановится - задумается. И станет искать ответы: почему так? Отчего так? Зачем так?
Почему ландыши растут только в лесу, а васильки в - поле?
А вы ребята, случайно не знаете?
Дети:
Ландыши – цветы скромные. Их не встретишь на открытом месте, нет их ни на лугу, ни в поле. Найти дикорастущие ландыши можно только в лесу, там, где есть тень от деревьев.
Дети:
Васильки растут в полях вместе с яровыми и озимыми культурами, они являются сорняками. Предпочитают песчаные почвы.
Лесовичок:
В природе строгий порядок. Все в ней крепко накрепко связано, живет по строгим законам: и растения, и рыбы, и птицы, и звери. Не жить лосю в пустыне, а верблюду в тайге; не питаться волку травой, а зайцу – мясом.
А может эти законы, ребята не справедливы?
Почему, в самом деле, и филин за зайцем охотиться, и лиса, и волк, и рысь, а заяц не за кем?
Дети:
Филин охотится за зайцами и крупными птицами, потому что он - хищник
Лесовичок:
Что ж, представим на минуту, нет врагов у зайца, что получится.
Прошел год, другой, развелось зайцев видимо- невидимо. Мечутся по лесу - голодные, тощие. Есть то стало нечего: обглодали все осины, ивы, выщипали всю траву, не осталось в округе не одного огорода, ни одного сада. Печальный будет конец – погибнут зайцы с голоду. Выходит, у заячьего племени не окажется врагов, косым будет не лучше, а хуже. Всем хуже будет. И так не только с зайцами, так с насекомыми, рыбами, птицами, зверями.
Волка, ястреба, тигра иногда называют «разбойниками», «злодеями». Попадает и зубастой щуки.
А у природы, если разобраться, ни плохих зверей, ни хороших, ни добрых, ни злых. Все они нужны, все они важны.
Много хищников -плохо, мало – плохо; не зря говорится «на то и щука, чтоб карась не дремал».
Может кто-то подумает: хищным легко живется - они сильные, у них зубы острее, когти цепкие, клыки сильные. А каково, тем за кем они охотятся! Ведь эти бедняги совсем беззащитные.
Нет, вовсе они не беззащитны. У каждого живого существа есть обязательно, то, что им помогает выжить. Помогите, ребята, разобраться.
Лесовичок:
У оленя
Дети:
- рога и быстрые ноги;
Лесовичок:
У кабана
Дети:
- длинные загнутые клыки;
Лесовичок:
У черепахи
Дети:
- твердый панцирь:
Лесовичок:
У зайца
Дети:
-чуткие уши и зоркие глаза, быстрые ноги;
Лесовичок:
Птицы
Дети:
- улетают от врагов, прячется в листве;
Лесовичок:
Пчела
Дети:
жалит;
Лесовичок:
Еж
Дети:
сворачивается клубочком, иголки растопырит, попробуйте, съешьте его;
Лесовичок:
Но выживают только крепкие, сильные, смелые, проворные, выносливые.
Потому что есть в природе закон- выживает тот, кто лучше других приспособлен к трудной полной опасности жизни.
Прослушивание звукозаписи. Звуки леса.
Воспитатель:
Как красиво поет птичка? А как ее зовут - неизвестно и на каком этаже она живет, мы не знаем.
Дети:
А разве в лесу есть этажи? Это же не дом.
Лесовичок:
У леса есть этажи. Разные птицы и звери селятся каждый на своем этаже.
Дети:
А сколько в лесу этажей?
Лесовичок:
В высоком старом лесу - пять. Пятый этаж - это верхушка самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов. Четвертый – кроны деревьев пониже - клены, березы, осины, рябины. Третий - кусты и самые молоденькие деревца. Этот этаж называется подлеском. А два нижних этажа - второй и первый - травы, цветы, мхи. Во всяком лесном «доме» есть еще, что то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
На каждом из пяти этажей расположены «квартиры», и в каждой, свои жильцы.
Воспитатель:
Кто живет в «подвале» лесного «дома», под землей?
Дети:
Мыши, кроты, землеройки
Воспитатель:
Кто живет на первом этаже?
Лесовичок:
гнездятся рябчик, глухарь, тетерев; живут еж, заяц, косуля, кабан и много других животных.
Большинство певчих птиц вьют гнезда на кустах и низких деревьях.
Жилье дятла, сойки, сороки чуть выше.
Выше всех, на пятом этаже леса, строят свои гнезда иволги и крупные хищные птицы: канюк, ястреб.
Словом, каждый живет на том этаже, где ему предназначено самой природой.
Воспитатель:
А слышите, как в лесу листья зеленые перешептываются? Отчего это происходит? Почему они зеленые?
Лесовичок:
Они шелестят от того, что радуются солнышку, а зеленые оттого, что в каждом листике полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен. Зерна, так малы, что и не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко – как бы крохотный заводик. Спрятанные у листьев под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.
Воспитатель:
А как же корни, они разве не кормят дерево?
Лесовичок:
Корни само собой. Без корней тоже не прожить, они из под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и все-таки из того, что ствол или сук- даже малой веточки не построить. Вот поэтому и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки- заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков, и конечно, для ствола.
Воспитатель:
Какие красивые и душистые цветы, они растут для нас людей, чтобы мы ими любовались?
Лесовичок:
Нет, это не так. Любоваться, конечно, вы можете, все это верно. Однако цветут они вовсе не для людей. Яркие краски, аромат цветам необходим цветам, для того чтобы привлекать насекомых. Восхищаетесь красотой цветов, вы, люди. а насекомым важна окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы не просто приманивают, они еще и кормят: одних насекомых - соком нектаром, других пыльцой, третьих – тем и другим.
Воспитатель:
А что такое пыльца, объясни детям?
Лесовичок:
Ты когда-нибудь нюхал цветок, близко преподнося нос к цветку, после у тебя он желтый. Так вот это и есть пыльца. Чтобы у цветка появились семена надо перенести пыльцу с цветка на цветок. Это делают насекомые. Прилетит бабочка за сладкой капелькой нектара, сядет на цветок, прилипнет к ней пыльца, потом на соседнее растение сядет и приставшей к ее лапкой пыльцой опылит его цветок. Переносят пыльцу не только бабочки, но и другие насекомые. Только кому нравятся одни цветы, а кому другие. Вот, например, на ландыши не пчела, не шмель не сядут. Зато комару колокольчик и стол, и дом. Насекомые никогда не перепутают цветы: летят только к тем, в которых для них пища подходящая и добыть ее можно. Многие цветы раскрываются и источают аромат только к вечеру. Обычно это белые цветы: белый цвет в сумерках заметнее всего. Они приманивают бабочек, но уже не дневных, а ночных. Так днем и ночью, от весны до осени идет в природе великая работа: бесчисленное множество добровольных рассыльных перенося и перенося пыльцу. Отцветают одни, появляются цветы на других.
Воспитатель. Наше путешествие в лес закончилось. Вам понравилось наше прогулка? Где мы сегодня побывали? С кем мы сегодня познакомились и что нового и интересного узнали?