Юлия Алексеевна
«Ориентировка в пространстве». Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Продолжать учить детей ориентироваться на тетрадном листе бумаги, учить рисовать рисунок с объяснением направления движения при рисовании (графический диктант) учить перерисовывать и продолжать рисунок по клеткам, аналогично предложенному, упражнять в названии дней недели, месяцев, закреплять умения называть «соседей» месяцев и чисел, закрепить знания счёта в пределах 20, умение вести обратный счёт от 10 до 0.
Материалы:
Публикация «„Ориентировка в пространстве“, Формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Ориентировка в пространстве
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Для воспитателя: Два, скреплённых между собой тетрадных листка в клетку (с указанными в них заданиями) карандаш, двенадцать карточек с числами от 1 до 12, мяч.
Для детей: Два, скреплённых между собой тетрадных листка в клетку (с указанными в них заданиями) карандаш.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам предложу послушать загадки, а вы, в свою очередь попробуете отгадать, о чём или о ком они. Читает загадки:
Долговяз и весь пятнист,
С веток рвёт легко он лист.
Но с трудом он достаёт
Травку, что внизу растёт (Жираф).
Честно вам скажу, ребятки,
Не могу играть я в прятки.
Где б ни спрятался - опять
Далеко меня видать (Жираф).
- Отчего, дружок, скажи скорее,
Ты на белом свете всех пестрее?
- Сереньким остаться я боялся,
Загорал и вот – перестарался.
- Отчего тогда, скажи скорее,
Так длинна твоя, бедняга, шея?
- Маленьким остаться я боялся,
Рос и рос, и вот – перестарался! (Жираф)
Молодцы, ребята, отгадали все загадки, конечно, это жираф. Вот сейчас мы постараемся по клеточкам, с моей помощью, нарисовать красивого жирафа. Начнём?
Взяли в ручки карандаш и внимательно слушайте и выполняйте:
На нашем листке уже обозначена точка начала нашего рисунка (графического диктанта, от этой точки ведём линию на…:
2 клетки вверх
3 клетки вправо
1 клетка вверх
1 клетка вправо
9 клеток вниз
7 клеток вправо
10 клеток вниз
1 клетка влево
6 клеток вверх
1 клетка влево
6 клеток вниз
1 клетка влево
6 клеток вверх
3 клетки влево
6 клеток вниз
1 клетка влево
6 клеток вверх
1 клетка влево
6 клеток вниз
1 клетка влево
16 клеток вверх
2 клетки влево.
Ваш рисунок должен сомкнуться, точки начала и конца совпасть, проверьте, пожалуйста.
Посмотрите, кто получился? Ответы детей.
Воспитатель: Какая есть отличительная особенность у жирафа? (ответы детей: у жирафа длинная шея). Дорисуйте жирафу глаз и хвост.
Нарисуйте нашему жирафу пятнышки.
Доскажи словечко: вот так шея! Выше шкафа- у пятнистого …. (жирафа).
Повтори чистоговорку: жи-жи-жи- к жирафу пришли ежи.
Молодцы ребята, красивые жирафы у вас получились.
А теперь открываем вторую старицу наших листочков, посмотрите, здесь нарисованы узоры и я вам предлагаю их продолжить, до края листка.
По окончании работы с тетрадными листами воспитатель предлагает детям поиграть.
Поиграем:
«Живая неделька»
На столе раскладываются карточки с цифрами от 1 до 7 лицевой стороной к столу. Выбираются команды (по 3 человека, выходит первая команда и по очереди каждый ребёнок поднимает любую карточку, называет день недели, соответствующий данной цифре, называет его «соседей» и ведёт обратный счёт от выбранного числа до 0. И так следующие команды.
"Двенадцать месяцев»
Воспитатель раскладывает карточки с цифрами от 1 до 12 изображением вниз. Перемешивает их. Играющие берут по карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они превратились в «двенадцать месяцев». Каждый «месяц» вспоминает «своё» время года, и что он может рассказать о себе и «своих соседях».
Педагог может задавать вопросы: «Первый месяц как тебя зовут? Как зовут второй месяц?».
Возможно усложнение игры:
«Январь, придумай загадку о своём месяце.»,
«Октябрь, какая погода бывает в твоём месяце?»
«Март, ты какой месяц по счёту?»
«Апрель, в каких сказках встречается твой месяц?» и т. д.
«Игра с мячом»
Игра проходит в кругу. Дети, перебрасывая мяч друг другу, называют различные месяцы и предлагают, возвращая мяч, называть последующий (предыдущий) месяц. Так же можно предложить детям поиграть с числами второго десятка. Игра проводится в быстром темпе.
Физкультминутка:
Ветер дует нам в лицо Поднимаем ручки и ладошками имитируем
движение ветра на лицо
Закачалось деревцо Наклоны вправо-влево
Ветер тише тише, тише, Медленно опускаемся вниз на корточки
Деревцо всё выше, выше! Поднимаемся на носочки и тянем ручки
вверх!
В конце занятия воспитатель предлагает детям показать правый верхний угол листа, на котором они работали, для подписи воспитателем имени ребёнка.
Педагогу важно просмотреть работы и похвалить каждого за старание, отметить особо аккуратные работы и спросить понравилось ли детям рисовать – «писать» графические диктанты и игры с числами и месяцами.
Советы воспитателю: не забывайте, отрывая лист календаря за прошедший день, уточнять у детей дни недели, число, месяц.
Пусть каждый ребёнок расскажет о своём любимом времени года и постарается объяснить, по мере возможности, свой выбор. В утренних беседах разговаривайте с детьми о временах года и соответствующей им погоде.