Хантилёва Анжела Александровна
Занятие «Учимся общаться, а не конфликтовать»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие "Учимся общаться, а не конфликтовать"
Цель занятия : знакомство несовершеннолетних с основами бесконфликтного общения.
Задачи: профилактика поведения несовершеннолетних, формирование навыков конструктивного взаимодействия в коллективе сверстников, закрепление представлений о законах и нормы поведения у несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
Методическое обеспечение: карточки, бумага, ручки, плакат, иллюстрации сказок.
Публикация «Занятие „Учимся общаться, а не конфликтовать“» размещена в разделах
Социальный педагог: Сегодня мы продолжим разговор о культуре общения среди сверстников, но в начале занятия давайте вспомним слова педагога В. А. Сухомлинского, который писал: “Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание– это радость или слезы ваших близких людей. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо”.
Ребята а как вы думаете:
– нужны ли правила общения между людьми? (ответы детей)
– приведите примеры общения между людьми в различных ситуациях? (ответы детей)
– нужны ли правила общения в нашем коллективе? (ответы детей)
Ответ педагога: все люди в обществе должны соблюдать правила культурного общения. Правила правовой культуры обязывают каждого человека уважать достоинства других людей.
“Презентация индивидуальности”
А сейчас давайте вспомним слова которые ассоциируются у вас с вашим именем. Вы по очереди называете свои имена и присущие вам личностные качества к ним, название которых начинается с первой буквы вашего имени. Например, Даниил – добрый, дружелюбный. Саша – сильный, спокойный. Оля – общительная.
Вариант: назвать одно-два качества, которые помогают соблюдать нормы и правила поведения.
Социальный педагог: Каждый день нам приходится бывать в различных местах, общаться с разными людьми и разрешать различные ситуации. Как бы вы поступили в следующих ситуациях и как вам помогут, или помешают ваши личностные качества?
Ситуации:
1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя, и ты упал. Как ты поступишь?
– будешь плакать;
– встанешь и ударишь его;
– сделаешь ему замечание;
– не скажешь ничего;
– пожалуешься учителю.
2. Приятель взял с парты без разрешения твой пенал. Как ты поступишь?
– пожалуешься учителю;
– будешь кричать;
– попытаешься отобрать его;
– начнешь драку.
По каждой ситуации 2-3 человека предлагают свой вариант и объясняют свой выбор.
Социальный педагог: Нам нужно сделать вывод, кто из ребят сделал правильный выбор?
А сейчас давайте вспомним героев русских народных сказок:
“Заюшкина избушка”, “Волк и семеро козлят”, “Лиса и петух” и обсудим их поведение.
Используются иллюстрации сказок из книги или видеоматериалы.
– вспомнили всех героев сказок?
– расскажите о поступках этих героев.
– кто из героев пострадал и почему?
Люди, как и герои этих сказок, могут поступать так, как им хочется, но могут ли они вредить другим людям? (ответы детей)
Социальный педагог: Можно совершать такие поступки, которые не причиняют вреда другим. Все поступки людей должны соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в обществе, в государстве. Правила, принятые в сообществе людей, являются законом. Основным законом нашей страны является Конституция РФ.
Тот, кто сознательно нарушает установленные законы, должен нести наказание согласно статьям основного закона: Конституции РФ.
Социальный педагог: На занятии мы обсудили поступки ваших знакомых и друзей и героев русских народных сказок и сделали правильные выводы.
А сейчас давайте попытаемся обсудить, что значит “писаные и неписаные законы”.
Вспомните: где, в каких местах, существуют свои правила и порядки?
– сначала разберемся, где существуют правила “писаные”?
(В транспорте, в школе, в общественных местах).
– А сейчас подумайте: где существуют правила “неписаные”?
(В семье, в гостях, в компании).
– Зачем людям нужно столько правил, норм и законов?
Социальный педагог: Нормы, инструкции, правила и законы нужны людям для обеспечения своей безопасности, удобства, конструктивного общения в коллективе людей.
Дискуссия.
“Законы, правила, инструкции – сужают или расширяют свободу человека?”(ответы детей)
Социальный педагог: Законы и правила поведения имеют цель охранять удобства, безопасность, личную свободу каждого.
Запомни: “Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой”.
Отработка личной стратегии.
Для осмысления полученных знаний закончите высказывание: “Закон – это…”
Социальный педагог: Так что такое «Закон – единые для всех правила, гарант личной безопасности и ответственности за нарушение моральных норм и законов».
Очень часто отсутствие знаний о правилах и нормах поведения в различных ситуациях приводит к ссорам и конфликтам.
Да конфликты неизбежны, но всегда есть возможность принятия конструктивного решения.
А теперь приведите мне примеры, когда разногласия между ребятами переходят в конфликт; Как ведут себя ребята во время конфликта? Какие слова звучат в конфликтной ситуации?
Задание – на карточках нужно заменить слова, обозначающие качества участников конфликтной ситуации, на слова, противоположные по смыслу:
– грубость (вежливость);
– ненависть (любовь);
– обман (доверие);
– злость (доброжелательность);
– унижение (уважение);
– равнодушие (внимательность).
Социальный педагог: Да, такими качествами нужно обладать, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации и находить компромиссы.
Запомните:
– в конфликте участвуют только две стороны, остальные-зрители, союзники одной из сторон;
– разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;
– конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.
– вывод: совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности – гарантия преодоления конфликта.
Существуют правила предупреждения конфликтов. Эти правила написаны на плакате.
Давайте прочитаем их и постараемся запомнить и применять в конфликтных ситуациях :
– не говорите сразу с возбужденным человеком;
– постарайтесь “встать на его место”, посмотреть на проблему его глазами;
– умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре;
– не скрывайте доброго отношения к человеку, с которым вступаете в конфликт;
– прежде чем сказать человеку неприятное слово, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте хорошие дела и поступки этого человека.
Социальный педагог: Ребята! Сегодня мы узнали о том, как можно предотвратить конфликтную ситуацию, найти компромиссное решение.
Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: “Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…”