Виктория Пинижина
Занятие для детей средней группы «Свойство меда»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие для детей средней группы
Пинижина В. А. ,
воспитатель МБДОО
«Ильинский детский сад» комбинированного вида
Пояснительная записка
Публикация «Занятие для детей средней группы „Свойство меда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Познавательно-исследовательское развитие воспитанников – новое направление деятельности ДОО. Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность, потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано выделение Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО) нового направления деятельности ДОО - познавательно-исследовательского развития воспитанников. [3, 4].
В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир. [2].
Анализируя образовательную программу ДОУ, я пришла к выводу, что вводимые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) направлены сегодня на достижение у дошкольников более высокого уровня развития познавательных интересов, поэтому экспериментальной деятельностью нужно заниматься более углубленно. [3, 4].
В каждом моменте занятия мы стараемся направлять детей на самостоятельный поиск решений проблемы, помогая приобрести новый опыт, активизируя из инициативу и поддерживая положительный эмоциональный настрой. [6].
Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. [1].
На нашем занятии отношения с детьми строятся на основе партнерства. Формируются навыки совместной деятельности. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Интегрирование образовательных областей. На занятии имеет место интегрирование нескольких образовательных областей:
- познавательной: дети приобретают знания о меде и об особенностях строения и жизнедеятельности пчел;
- исследовательской: все знания они получают путем самостоятельных исследований меда и моделирования жизнедеятельности пчел;
- социально-коммуникативной: дети постоянно контактируют друг с другом, интересуются, что получается у товарищей, перенимают у них отдельные исследовательские приемы; взаимодействуют во время игры;
- речевой: ребята отвечают на вопросы педагога, используя знания, полученные в ходе исследования и «вычисленные» путем логических рассуждений;
- художественно-эстетической: они знакомятся со свойствами меда с помощью разных анализаторов (зрительного, тактильного, кинестетического, обонятельного, вкусового, видят красоту пчел и цветов, гармонию между ними;
- физической: подвижная игра носит познавательный характер и естественно дополняет знания, полученные в ходе исследования;
- игровой: кроме непосредственной игры, заключающей занятие, дети воспринимают практически все исследования как игру, потому что чувствуют себя свободны-ми; никто не заставляет ребят исследовать мед, они сами делают это с удовольствием.
Конспект занятия "Свойство меда"
Средняя группа
Цель: развитие у детей навыков исследовательской деятельности путем самостоятельного экспериментального изучения свойств меда.
Программные задачи:
1) знакомить детей со свойствами меда, расширять и конкретизировать представления о жизнедеятельности и поведении пчел;
2) формировать у детей умение самостоятельно делать выводы из увиденных результатов эксперимента;
3) побуждать детей к использованию устной речи для самостоятельного выражения своих мыслей и желаний;
4) стимулировать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование.
У каждого ребенка: чистая тарелочка, ложечка, кружка с водой, фото пчелы, прикрепленное к ленточке, и фото цветка.
У педагога: поднос, баночка с медом, тарелочка, 2 ложечки, кружка с водой, фото пчелы на цветке.
Методы обучения: беседа, наблюдение, экспериментирование, игра, логическое рассуждение.
Организация детей. Дети стоят вокруг общего стола. столов. Оборудование поставлено на столы заранее. Мед раскладывается на тарелочки во время эксперимента. Руки детей предварительно чисто вымыты.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о насекомых; акцентируется внимание на особенностях внешнего вида пчелы, способах ее передвижения, издаваемых звуках).
Методические рекомендации.
Занятие проводится весело, непринужденно.
Одновременно педагог постоянно следит за соблюдением правил безопасности, хотя, в принципе, особых источников опасности в данном эксперименте нет.
Ход занятия
Вступление
- Ребята, сегодня мы познакомимся со свойствами меда. Посмотрите, что у меня в руках. Кто-нибудь знает из вас, что это такое? ( Ответ: да, это мед).
- Сегодня мы с вами проведем эксперименты с медом.
1. Какой мед на вкус
- Возьмите маленькие тарелочки, и я каждому из вас положу мед. (Педагог накладывает мед одной ложкой, другой снимает мед с ложки). Посмотрите на свой мед. Скажите, какого он цвета? ( Ответ: желтого).
- Наклонитесь и понюхайте, пахнет ли мед? ( Ответ: пахнет).
- Прикоснитесь к нему самым кончиком языка, какой он на вкус? ( Ответ: сладкий)
- Раньше люди не умели делать сахар, и вместо сахара и конфет ели мед. А сей-час наклоните тарелочки и посмотрите, течет ли мед? ( Ответ: течет).
2. Мед твердый или мягкий?
- Потрогайте мед пальчиками, твердый мед или мягкий? ( Ответ: мед мягкий).
- Может ли мед прилипнуть к пальчикам? Осторожно пальчиком прикоснитесь к твердой части меда. Прилип? ( Ответ: нет).
- Посмотрите, около этой горки есть лужица из меда. Прикоснитесь пальчиком к этой лужице. Осторожно поднимите и посмотрите. Прилипает ли мед к пальчикам? ( Ответ: жидкий мед прилипает, а твердый - нет).
- Прижмите пальчик к пальчику: прилипнут ли пальчики друг к другу? ( Ответ: прилипают пальчики). Значит мед липкий. А можно ли убрать мед с пальчиков? По-пробуйте это сделать. (Дети выполняют, пытаясь вытирать пальчики друг о друга, о сухую тряпочку.)
- Оближите пальчики.
- Прилипает ли мед к ложке? Возьмите ложки и приложите осторожно ложку к твердой части меда. А затем к жидкой части. Какой мед прилипает к ложке хорошо, а какой хуже? ( Ответ: жидкий мед прилипает хорошо, а твердый -хуже).
3. Растворяется ли мед в воде?
- Проверьте, растворяется ли мед в воде. Возьмите тарелочки в руки и отправьте ложечкой мед в воду. (Дети делают).
- Помойте тарелочки: наливайте ложечкой воду в тарелочку и собирайте весь мед с нее. Вылейте его в кружечку. Размешайте и посмотрите внимательно, что происходит с медом. ( Ответ: мед растворяется в воде).
- Так неужели мед исчез? Давайте попробуем водичку на вкус: есть ли там мед или нет? ( Ответ: мед есть, потому что вода стала сладкой).
4. Откуда берется мед?
- А вы знаете, откуда берется мед? ( Ответ: да, его изготавливают пчелы).
- Правильно, его делают насекомые, которые называются пчелы. Кто видел пчел? ( Ответ: мы видели).
- Пчелы летают и садятся на цветы. [5]. У каждого цветка есть особая жидкость, которая называется «нектар». Если бы мы попробовали нектар, нам бы показалось, что он не такой вкусный, как мед, но для пчел он очень вкусный. Они высасывают эту жидкость, а внутри тела пчелы эта жидкость превращается в мед. А потом в своих ульях они раскладывают мед в эти ячейки (показываю фото). Этим медом они кормят своих деток и сами всю зиму едят его. Но этого меда бывает много, и человек часть его забирает себе.
5. Как пчелы жужжат.
- Вы, наверное, обращали внимание, что многие насекомые во время полета из-дают звуки – жужжат. Они жужжат не ртом. Этот звук получается оттого, что они очень быстро машут крыльями. Так делают не только пчелы, но и шмели, осы, мухи и многие другие насекомые. Догадайтесь, почему когда насекомые садятся, они перестают жужжать? ( Ответ: они перестают махать крыльями.)
6. Игра "Пчелка на цветочке"
- Давайте поиграем в игру. Каждому из вас я дам фотографию пчелы, прикрепленную к ленточке, и фото цветка. Вы положите свои цветки на столах – кто где захочет.
- Если я скажу «Полетели!», вы возьмете фото пчелы за ленточку и будете бегать по комнате – будто бы пчелы летают. Как только скажу «Сели!», вы опускаете свою пчелу на любой цветок, который окажется рядом.
- Теперь подумайте, когда вы будете жужжать, а когда молчать? (Ответы детей : когда бегаем – жужжим, когда пчела садится на цветок – молчим.)
- Когда все уже посадили своих пчел на цветок, а кто-то один еще не долетел до цветка, он замолчит вместе со всеми или будет жужжать? ( Ответы: будет жужжать, по-ка не найдет цветок.)
- Высосут пчелы нектар из одного цветка и полетят к другому. Слушайте мою команду.
- Вы готовы? ( Ответ: готовы).
- Тогда поднимаем руки вверх и бегаем.
Игра продолжается несколько минут.
После игры воспитатель спрашивает
- Понравилась игра? ( Ответ: да). Тогда я вам подарю этих пчелок и эти цветочки. Будете играть с ними сами.
Подведение итогов занятия
- Вот, ребята, мы и познакомились сегодня со свойством меда. Чего вы раньше о нем не знали? (Ответы).
- Уберите свои рабочие места. Оборудование положите сюда, свои столы про-трите, чтобы они были сухими и вымойте тарелочки и ложечки.
Заключение. Это занятие очень понравилось детям. Они с интересом проводили предлагаемые исследования, проявляя самостоятельность и инициативу. В свободное время они долго летали с пчелками по группе, играя парами и небольшими группами.
Литература
1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004.- № 4. – С. 84 – 92.
2. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М. : Просвещение, 1987.
3. Письмо Министерство образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Фриш К. Из жизни пчёл [Текст]. – М. : МИР, 1980.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. - Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2004.