Надежда Шерер
Занятие с детьми старшей группы «Загадки Златоуста»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с детьми старшей группы
«Загадки Златоуста»
Цель: расширить знания воспитанников о флоре и фауне родного края.
Задачи:
-продолжать формировать у детей представления о том, что такое Родина, родной край;
- продолжать знакомить с природными богатствами Златоуста;
- развивать связную речь, активизировать словарь;
- воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Занятие с детьми старшей группы „Загадки Златоуста“» размещена в разделах
Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: шишки, осенние листья, муляжи грибов, корзинка с яблоками, корзина для грибов, ширма, ковровое покрытие для пола «Травка», макеты осенних деревьев. Мультимедийная презентация к занятию.
Ход занятия.
Группа оформлена в виде осеннего леса: на полу «трава», желтые листочки, грибы, шишки. В углу стоит ширма, оформленная в виде фрагмента леса.
Организационный момент.
Звучит песня «Крылатый конь» сл. и муз. О. Лачихиной
Воспитатель: Ребята, хотите послушать стихотворение, которое я прочту? Воспитатель зачитывает стихотворение (слайд 2)
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я, думаю, мне больше не найти!
Воспитатель: О чем это стихотворение?
Воспитатель: Ребята, как называется наша родина?
- Вы любите свою родину?
- За что вы ее любите? (ответы детей)
- Ребята, я тоже люблю нашу родину - город Златоуст - за величие, красоту, богатство природы.
- Чем богата природа нашего города? (ответы детей)
Основная часть.
Воспитатель: Хотите мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по лесу и увидим своими глазами всю красоту и богатство Златоуста?
- Тогда нам нужно представить, что мы птицы, чтоб быстрее добраться до леса. Какой птичкой будешь ты Маша? Саша? Ваня? (ответы детей)
Воспитатель: Эти птицы живут в Златоусте?
- Значит мы птицы Златоуста. Полетели! (слайд 3)
Дети, имитируя движения птиц, передвигаются по группе.
Воспитатель:
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса
Гром, туманы и роса,
Человек и время года…
называется?
Дети: природа.
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. (Слайд 4)
- Ребята, какое сейчас время года? (осень)
-Что случилось с листьями? (изменили свой цвет и облетели)
-Почему осенью деревья сбрасывают свои листочки? (природа готовится ко сну)
Из-за ширмы появляется ежик с корзинкой. Идет, фыркает, детей не замечает. (слайд 5)
Воспитатель: Ой, ребята, это кто? (ежик)
Воспитатель: Да действительно это еж. Он нас не видит. Давайте с ним поздороваемся! Ёжик, здравствуй!
Дети здороваются.
Ё жик: Ой, Ой! Здравствуйте, ребята! Я к зиме грибы здесь собираю. Вот корзину с собой взял. На спине все не унесу. Только вот я устал, листва под ногами, а ноги у меня коротенькие, тяжело идти.
Воспитатель: А ты, Ежик, отдохни. У нас дети трудолюбивые, быстро соберут тебе грибочки.
Ёжик отдает корзину детям. Сам отдыхает.
Воспитатель: Ребята, только грибочки не обычные, особенные. На каждом – загадка для вас. Чтоб грибочек собрать, загадку нужно отгадать. Катя, аккуратно сорви первый гриб! Посмотрим, что там за загадка?
Загадка № 1
Древесный ствол имею я,
Есть корни, ветви у меня.
Расту высоким, тень пускаю,
Если раскидисто бываю (дерево) (слайд 6)
Воспитатель: Молодцы! Загадку отгадали. А какие деревья и кустарники растут в наших лесах и городе? (береза, сосна, ель, рябина, калина, черемуха, клен, яблоня, лиственница, тополь, пихта, ива, вязь, ольха, шиповник) (слайд 7)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови правильно». Как называются листья этих деревьев? Я называю дерево, а вы правильно должны назвать: лист у него какой?
Проводится словесная игра «Назови правильно»
- Береза – березовый (слайд 8)
- Ольха – ольховый (слайд 9)
- Клен – кленовый (слайд 10)
- Калина – калиновый (слайд 11)
- Тополь – тополиный (слайд 12)
- Рябина – рябиновый (слайд 13)
-У нас уже есть один гриб. Сёма, сорви еще один грибочек с загадкой
Загадка№ 2 :
Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит (река) (слайд 14)
Воспитатель: Верно. Ребята, А какие реки Златоуста вы знаете? (Тесьма, Громотуха, Ай, Каменка, Чёрная) (слайд 15-17)
Воспитатель: А скажите, везде ли можно плавать?
Дети: Нет, не везде.
Воспитатель: Правильно, ребята, не везде! А чтобы не попасть в беду на водоеме, вы должны помнить несколько правил. Давайте вспомним каких…
Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила. Если дети не знают, то воспитатель их с ними знакомит.
Правила поведения на водоемах:
- купаться можно только в разрешенных местах и в присутствии взрослых;
(слайд 18)
- нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги, металлические прутья. (слайд 19)
Воспитатель: - А ещё не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина. Как вы думаете почему? Ответы детей (можно утонуть) (слайд 20)
Воспитатель: - Ребята, мы уже набрали два грибочка. Но надо еще немного, этого ёжику не хватит. Зимы у нас долгие и холодные. Давайте сорвем еще один гриб со своей загадкой.
Загадка № 3
Не видать ее корней,
Вершина выше тополей,
Всё вверх и вверх она идет,
Но не растет (гора) (слайд 21)
Воспитатель: - Загадку отгадали правильно, Есть у нас замечательная, очень красивая горная страна Таганай, с высокими вершинами и хребтами, с каменными россыпями, с уникальными редкими растениями.
- А какие еще горы есть в Златоусте? (Круглица, Откликной гребень, Косотур) (слайды 22-24)
Весь Таганайский хребет разделяется: Малый, Средний и Большой Таганай. Важнейшие вершины Таганая – это Дальний Таганай, Двуглавая сопка, Круглица, Откликной гребень. Гора Дальний Таганай (1146 метров) – самое дальнее и ветреное место на Таганае. Если посмотреть с вершины Таганая, то увидишь бескрайнее море лесов.
В 1991 году был создан национальный парк «Таганай» : построили туристические приюты, гостиницы, палаточные лагеря, лестницы для подъема в труднодоступные места. Стали организовываться однодневные и многодневные экскурсии туристов из разных городов и даже разных стран. Большое внимание стали уделять охране парка, его чистоте, красоте.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы ответьте:
1) В переводе с башкирского Таганай означает? (Подставка для луны)
2) Из скольких хребтов состоит? (Из трех хребтов)
3) Самое распространенное дерево на Таганае? (Ель и пихта)
4) Самая высокая точка Таганая? (Круглица)
5) Название «Каменного дракона Таганая»? (Откликной гребень)
6) Родник, протекающий в НП «Таганай» температура, которого постоянно 4 градуса, протекающий вблизи двуглавой сопки? (Белый ключ)
Физминутка.
- Ребята, вы знаете, что на горе, очень сильно дует ветер. Давайте мы с вами представим, что мы - деревья и на нас дует ветер. Поиграем.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше, выше.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сорвем для ёжика еще один грибочек, и этого ему на зиму, думаю, хватит. Вероника, принеси грибочек, попробуем отгадать еще одну загадку
Загадка № 4
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - одета,
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвет (заяц) (слайд 25)
Воспитатель: Ребята, а живут ли в наших Златоустовских лесах зайцы? А какие еще животные живут у нас в районе? Отгадайте по описанию животных:
1. Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка) (слайд 26)
2. Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось) (слайд 27)
3. В норке спрятался зверек –
Хищный маленький (Хорек) (слайд 28)
4. Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это? (волк) (слайд 29)
5. Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь) (слайд 30)
6. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее. (лиса) (слайд 31)
7. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами,
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (кабан) (слайд 32)
8. Огромная кошка по лесу скачет,
В ушках серёжки она не прячет,
Ей не скажешь слова - брысь,
Потому, что это? (Рысь) (слайд 33)
9. Редкие леса люблю,
Луга, поляны обожаю,
В родстве с оленем состою,
Да только ростом вышла малым! (Косуля) (слайд 34)
10. Промысловый зверь пушной:
Хищный, ловкий, небольшой,
По ветвям весь день гоняет,
Птичьи гнёзда разоряет,
Белкой может поживиться.
А зовут его. (куница.) (слайд 35)
Воспитатель: Молодцы, всех животных отгадали.
- Как, одним словом можно назвать всех этих животных? (Дикие, лесные)
-А еще, какие бывают животные? (Домашние)
- Назовите домашних животных. (кошка, собака, корова, лошадь) (слайд 36)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте обрадуем ёжика и отдадим ему грибочки.
Ё жик: - Ух- ты, сколько грибов! Спасибо вам, ребята. Вижу, вы на славу потрудились. Этого мне хватит на целую зиму. А вам я хочу подарить вот эту корзину с яблоками. Теперь мне пора возвращаться к себе. Спасибо! До свидания! (слайд 37)
Воспитатель: Спасибо, ёжик! И нам пора возвращаться в детский сад. Возвращаться мы будем красиво, друг за другом.
Дети под музыку идут по группе.
Итог занятия.
Воспитатель: Вот мы с вами в детском саду. Вам понравилось наше лесное путешествие? (Да)
- Что мы делали в лесу? (ответы детей)
- Что нового вы узнали? (ответы детей)
Воспитатель: Так же как мы любим свою родину, надо любить природу, беречь и охранять. С уважением относится к памятникам природы. Вы все сегодня постарались : и ежику помогли, и свои знания о родном городе показали и, конечно, узнали много нового. А теперь угощайтесь яблоками, которые нам подарил ёжик.