Юлия Букач
Конспект занятия с детьми группы риска
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие
Материалы для занятия : магнитофон, аудиокассета с медитативной музы-кой, бумага, ручка, бланк «Цветовые ощущения» для ведущего (см. приложение).
1. Ритуал приветствия.
2. Релаксационное упражнение «Водопад».
«Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
Публикация «Конспект занятия с детьми группы риска» размещена в разделах
Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она снова становится мягкой и расслабленной.
Свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они рас-слабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами. (30 секунд).
Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил. Немного потянись, выпрямись и открой глаза. Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза.»
3. Упражнение «Радуга чувств»
Цель: Погружение в мир чувств.
Материалы Бланк «Цветовые ощущения» для ведущего;
магнитофон, аудиокассета с медитативной музыкой.
Время 10 минут.
Содержание Упражнение проводится в сопровождении спокойной
музыки.
Ведущий: «Каждый из нас видел на небе радугу. Сейчас мы попытаемся ассоциировать свои чувства с цветами радуги. Ваша задача — запомнить свои ощущения.
Вы будете спокойно передвигаться по комнате и запоминать, как вы себя чувствуете в полосе того или иного цвета.
Обычно радуга появляется после дождя, когда весь мир особенно свеж и радуется солнышку. Сначала представьте себе, что вся комната напол-нена Красным воздухом. Смотрите на этот сияющий красный воздух, освежающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы даже можете дотронуться до этого чудесного красного сияния или почувствовать его чудный аромат.
(15 секунд)
Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него. Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд)
А теперь воздух вокруг нас стал желтым. Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца. Вдыхайте это сияние, прикасайтесь к нему. (15 секунд)
Цвет окружающего нас воздуха снова изменился. Теперь он излучает зеленое сияние. Это цвет первых весенних листьев. Мы как будто оку-нулись в весну. Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат. (15 секунд)
Чудеса продолжаются. Воздух заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба. Наслаждайтесь сияющей голубизной. (15 секунд)
Воздух постепенно сгущается, и его цвет постепенно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд. (15 секунд)
Воздух в комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками, почувствуйте его глубину и вечернюю прохладу. (15 секунд)
А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет нашу комнату. Медленно и спокойно усаживайтесь на свои места.
Сейчас вы вспомните свои чувства в разных цветах радуги и расскажете нам о них.
Обсуждение Как вы себя ощущали в полосах разного цвета. Зависит ли настроение человека от того, что его окружает?
Ведущий отмечает чувства в бланке и рассказывает о том, что у людей примерно одинаковые ассоциации чувств с цветом, но то, что человек чув-ствует, зависит не только от цвета и от окружения, но и от его внутреннего настроя. Ведь тогда от неприятных переживаний можно было бы избавляться, побыв в определенном цветовом пространстве. Этот механизм используется в методике цветотЕрапии, которая строится на цветовых ощущениях человека. Однако она представляет собой лишь вспомогательный способ избавления от психотравмирующих переживаний.
4. Упражнение «Изображалки».
Эта игра имеет некоторые черты розыгрыша.
Цель: способствует выработке контроля за эмоциями.
Сначала из общего числа выбирается водящий, а потом — ведущий. Эти игроки выходят из комнаты, где собрались все. Ведущий называет какого-нибудь зверя, которого нужно изобразить водящему, Затем они возвращаются к остальным. Водящий изображает заказанного зверя, а зрители пытаются отгадать, кто это.
Но на самом деле они заранее предупреждены о том, кого им показывает водящий. Только подавать вид, что все в курсе, ни в коем случае нельзя. Водящий старается изо всех сил, прыгает на разные лады, чтобы быть похожим на определенного звери, но зрители продолжают серьезно смотреть на него, Таково условие игры — смеяться категорически запрещено, Продолжительность игры во многом зависит от терпения игроков.
Играть подобным образом довольно часто не получится, потому что после первого раза все будут знать о правилах этой игры, и весь интерес и смысл исчезнут.
5. Релаксационное упражнение «Настроение»
«Представь себе, что сейчас чудесный день. И над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить сейчас все свои горести и заботы. Дай всем твоим заботам просто улететь с ним.
Представь себе, что небо над тобой ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают тебя. Ты чувствуешь себя надежно защищенным - так мирно и спокойно вокруг. Мягкое дуновение ветерка коснулось твоей головы, и ты чувствуешь себя легко и счастливо, как маленькое легкое перышко. Ты думаешь, что ты сегодня такой же замечательный, как небо, такой же теплый, как солнце, и такой же нежный, как дуновение ветерка.
Представь себе, что при вдохе твое тело наполняется золотым светом - от головы до кончиков пальцев ног. А когда ты выдыхаешь, представь себе, что все чувства, которые не нужны тебе сейчас, покидают тебя. Ты вдыхаешь золотой свет. А выдыхаешь неприятные чувства.
Ты — как маленькое перышко, которое несет легкий ветер; ты - как луч солнца, падающий на Землю. Дай еще больше расслабиться своему телу, своим плечам и рукам, своим ногам, расслабь свои стопы и ладошки.
Представь себе, что ты - как радуга, которая состоит из множества различных цветов. Нет никого на свете, кто думал и чувствовал бы так же, как ты. Это просто замечательно, что ты можешь быть здесь, среди нас.».
6. Упражнение «Перетяни - спина»
Цель: сближение группы, настройка на эффективное взаимодействие с партнерами, телесный контакт.
Число участников: 4—16.
Приветствуем вас. Сейчас мы проделаем упражнение, которое настроит вас на дальнейшую работу в группе. Объединитесь в пары, при этом желательно найти себе партнера, подходящего вам по росту.
А сейчас встали друг к другу спина к спине. Обхватили своими руками руки партнера, приготовились взваливать его себе на спину. Ваша задача — очень осторожно, медленно нагибаться вперед, прижимая руками плечи и верх спины партнера как можно плотнее, постепенно взваливая его на себя. Выполнять такой наклон вперед с партнером на спине нужно очень осторожно, чтобы тот успевал как следует расслабить свое тело. Нагнувшись вперед и почувствовав, что ваш партнер достаточно расслабился, задержитесь в таком положении несколько секунд, а затем медленно возвратитесь в исходное положение.
Повторите перетягивание, изменив сторону. Работать сейчас предстоит тому партнеру, который только что пытался расслабиться. Итак, поменяйтесь ролями. Начали.
А теперь проделаем это упражнение еще несколько раз, причем по усмотрению ведущего состав пар может быть изменен. В этой игре мы учимся не только расслабляться, но еще и чувствовать плечо и спину партнера. Итак, продолжаем перетягивание.
Надеемся, ваш позвоночник хорошо разогрелся, а мышцы спины размялись.
7. «Список чувств»
Материалы: Бумага, ручка.
Ведущий: «В жизни все мы испытываем различные чувства ~ положительные, отрицательные. Вспомните их названия. Запишите их в два столбика: слева - положительные, справа - отрицательные».
На выполнение задания дается примерно 5 минут.
После этого ведущий просит подчеркнуть названия самого приятного чувства среди первых и самого неприятного – среди вторых; спрашивает, сколько вспомнилось положительного, и сколько - отрицательного.
Данное задание, помимо своего развивающего значения и, прежде всего, обогащения системы понятий, связанных с переживаниями, имеет диагностическое значение. Благополучным признаком является преобладание у подростка количества названных положительных эмоций над количеством отрицательных. Наоборот, если отрицательных эмоций названо больше, подростку требуется больше внимания и поддержки, ибо у него, возможно, большой негативный опыт межличностных отношений. В таких случаях можно спросить, когда (в какой ситуации) возникает то чувство, которое выделено как самое неприятное, а когда - самое приятное.
8. Релаксационное упражнение «Полет высоко в небе»
Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуе-те себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
9. Рефлексия (обратная связь).
обсуждение что понравилось и с какими сложностями столкнулись в ходе занятия.
-Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
10. Ритуал прощания.