Надежда Лукьяненко
Логопедическое занятие в подготовительной группе «Путешествие русской матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать понятия детей о гласных звуках, развивать фонематический слух. Учить выполнять артикуляционные упражнения под музыку. Нормализация мышечного тонуса пальцев рук. Развивать общую моторику. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Оборудование и материалы: игрушки – русская матрешка и Чиполлино, аудиозапись песни «Улыбка», музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, массажные шарики, граненные карандаши.
Ход занятия
Оргмомент
1. Приветствие в кругу. Игра с гласными звуками.
Логопед :
Публикация «Логопедическое занятие в подготовительной группе „Путешествие русской матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Давайте возьмемся за руки, сделаем красивый круг. Осторожно сходимся к середине, ступая на носочках. Что это?
- А – а – а! – вскрикиваем от неожиданности.
- Пугаемся, пятимся назад, вся наша поза – испуг.
- У – у – у!
- Теперь мы удивляемся: «О – о – о!»
- И сердимся, сжимая кулачки, сердимся на себя и на других: «Ы – ы – ы!»
- А теперь серьезно задумаемся над происшествием, почешем в затылке:
- Э – э – э!
-А вообще-то, бояться нечего, ничего страшного не случилось. Все хорошо, жизнь прекрасна! Радуемся!
Дети повторяют по очереди гласные звуки за логопедом.
- Эти звуки называются гласными. А гласными их назвали потому, что они сделаны из голоса. Гласные звуки можно петь: послушайте.
Логопед поет гласные звуки на мелодию детской песенки.
- А теперь положите ладошку себе на горлышко и пойте вместе со мной. Логопед вместе с детьми поет детскую песенку на гласные звуки.
- Сейчас поиграем по – другому. Посоревнуемся, кто дольше протянет гласный звук. Как будто мы с вами нырнули в воду и выдыхаем воздух: кто дольше не всплывет. Приготовились – начали.
- А – а – а! О – о – о! У – у – у! Ы – ы – ы! Э – э – э!
- Видите, как долго может жить гласный звук.
2. – Продолжим наше занятие. Прежде, чем приступить к работе, мы должны подготовить наши язычки. Лучшая тренировка для языка – это скороговорка.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
Мы будем разговариват
И будем выговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети повторяют за логопедом слова скороговорки четко и выразительно.
3.– А сейчас сказка-загадка:
Жила – была красавица. Сама дома не имела, а всем другим крышу над головой давала, в домике согревала.
Дети: - Матрешка. Потому что самая большая без крыши, а все остальные в ее домике живут.
- Посмотрите, какая красивая матрешка пришла к нам в гости.
- Что вам нравится в матрешке? Что в ней хорошего? Давайте откроем и посмотрим, кто там еще есть.
Логопед и дети раскладывают матрешек в один ряд, затем складывают обратно.
4. – Послушайте историю про матрешку…
Жила – была Матрешка. Решила она в путь отправиться, узнать, где ее Родина, откуда она произошла? Кто ее в такой красивый сарафан одел? Собирается Матрешка, а сама и думает: «Путь далекий, кругом опасность. Нужен мне в дороге помощник и защитник».
Долго искать не пришлось. Он жил в одной из сказок, Чиполлино, мальчик - луковка. «К нему никто не подойдет, - думает Матрёшка, потому что от него все плакать начнут».Чиполлино и согласился сопровождать матрешку.
Долго ли коротко ли шли наши путешественники. Смотрят, впереди камень, а на нем надпись: «Только тот сможет пройти через волшебные болота, кто знает сказку, которая учит детей говорить».
- Ребята, поможем нашим друзьям пройти трудный путь? Давайте покажем сказку. Но сначала ее нужно позвать: «Сказка, а – у – у». Не слышит, не отзывается. Попробуем спеть ей песенку.
Логопед вместе с детьми поют песенку – потешку:
Ай ду – ду – ду –
ду - ду - ду,
Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченая,
Труба ладная,
Песня складная. Да!
- Это присказка поди! Сказка будет впереди!
5. Гимнастика для языка и губ под музыку.
– А сейчас давайте подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.
Дети поворачиваются лицом друг к другу и выполняют упражнения «Улыбочка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Болтушка» и т. д.
6. Развитие движений рук.
– Матрешка и Чиполлино перебрались через волшебные болота, но ноги наша Красавица все же замочила. Ей срочно нужно принять горькую таблетку, только тогда она станет вновь здоровой. Но таблетка горькая, пить её неохота, а вылечиться хочется. Что делать?
Давайте покажем нашей матрешке, как нужно делать зарядку, чтобы не болеть.
Логопед показывает детям упражнение два раза, затем предлагает выполнять его по команде, без показа.
- Руки в стороны. Руки поднять до уровня плеч и составлять с ними одну линию.
- Руки вперед. Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.
- Руки наверх. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.
– Сделала Матрешка зарядку, чаю липового напилась. А Чиполлино ей шарики волшебные принес, чтобы пальчики разрабатывать.
7. Самомассаж руки.
- Вот наши любимые разноцветные шарики. Мы будем катать их в руках и говорить такие слова:
Мячик сжать поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка умнее.
- Представьте себе, ребята, что это не шарики, а кусочки теста. Постряпаем ватрушки.
Дети вместе с логопедом произносят слова, катают и разминают шарики.
Мы постряпаем ватрушки,
Будем сильно тесто мять.
Колобочков накатаем,
Будем маме помогать.
-Помните, ребята, мы читали с вами рассказ, как первобытный человек добывал огонь? Возьмите в руки ваши граненные карандашики и выполним упражнение «Добываем огонь».
Дети катают в руках граненные карандаши и произносят слова:
Мы, как древние индейцы,
Добываем огонек.
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
8. Упражнения для нормализации мышечного тонуса пальцев.
- Давайте разберем нашу Матрешку еще раз и посмотрим, как там живут матрешки поменьше.
Самая маленькая Матрешка придумала для вас задание.
Нужно выполнить упражнения для пальчиков. Логопед показывает, дети выполняют.
Дети опускают руки вниз и потряхивают ненапряженными кистями;
имитируют стряхивание брызг с кистей рук;
имитируют полоскание белья;
поднимают скрещенные руки над головой, раздвигая пальцы - «рога оленя»;
опускают руки вниз, с силой сжимают кулаки, затем потряхивают ненапряженными кистями рук;
легко сжимают кулаки - «кошка добрая, она прячет свои коготки в подушечки лапок»;
разжимают кулаки, раздвигая и напрягая пальцы - «кошка рассердилась и выпустила свои коготки».
– Мы выполнили упражнения, которые предложила нам самая маленькая Матрешка.
А что же там наша, самая большая Матрешка? А вот что…
Пришли наши герои наконец в город Семенов Нижегородской области. Встретили их как самых дорогих гостей и подарили им…
А вот что им подарили, вы нарисуете дома и принесете на следующее занятие.
- Пока матрешка и Чиполлино пили чай, они узнали много интересного о жизни матрешек и, самое главное, что Родина Матрешки – Япония, а не Россия, как многие привыкли думать.
9. Подведение итогов.
Матрешка прощается с детьми в кругу и благодарит за помощь.