Ирина Шиманица
Конспект занятия психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Помощники добра»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста
Автор предлагает конспект занятия, которое способствует профилактике жестокого обращения по отношению к детям с ОПФР, их игнорирования и изоляции в среде сверстников. Содержание предложенного занятия предполагает участие воспитанников старшего дошкольного возраста. Занятие может проводить как педагог-психолог, так и воспитатель дошкольного образования. В ходе проведения занятия используется мультфильм «Про Диму». В мультфильме главная героиня обращается к маме со всеми теми вопросами, которые, часто возникают у детей при виде своих ровесников с особенностями психофизического развития. Но на вопросы «почему он такой?», «а я заражусь?» и на нетактичное, даже грубое поведение своих детей, в обычной жизни родители часто не дают адекватного ответа. В мультфильме мама девочки объясняет дочке, что мир разнообразен и у каждого есть свои особенности. Тем не менее, даже со «странными», на первый детский взгляд, ребятами можно найти что-то общее и подружиться. В мультфильме озвучиваются простые правила, которые, кстати, актуальны в любом общении:
Публикация «Конспект занятия психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста „Помощники добра“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
— помоги, если другому сложно;
— улыбайся от души;
— не спеши и говори понятно;
— если видишь, что другой сердит, отойди и подожди.
- ничего не мешает общаться с любым ребёнком, даже, если он не похож на всех.
Рекомендуется проведения этого занятия во всех группах старшего дошкольного возраста, в группах интегрированного обучения и воспитания (5-7 лет). В результате проведения занятия планируется, что дети прочувствуют ощущения отвергнутого человека, захотят оказывать поддержку детям с ОПФР, не будут игнорировать или высмеивать их. Всё это станет результатом благополучной социализации детей с ОПФР в среде сверстников.
Занятие «Помощники добра»
Цель: профилактика жестокого обращения по отношению к детям с ОПФР, их игнорирования и изоляции в среде сверстников.
Задачи:
1. Формировать умения организовывать взаимодействие со сверстниками с позиций доверия, сопереживания, взаимопонимания.
2. Развивать умения находить общее для всех и отличительное, применять способы налаживания взаимоотношений.
3. Воспитывать личностные качества, способствующие успеху в общении (доброжелательность, эмпатия и др.)
Материалы и оборудование:
картинка «Гадкий утёнок», смайлики, карточки с изображением животных (кошка, собака, корова, лягушка, ворона и т. д., лист А3 с изображением стебля и сердцевины цветка, разноцветные лепестки по количеству детей, надпись «Мастерская добрых дел», игрушка-цветок, медали «Помощник добра» по количеству детей, проектор, интерактивная доска, видеозапись мультфильма «Про Диму».
Предварительная работа: просмотр мультфильма (чтение сказки) «Гадкий утёнок».
Ход занятия:
Приветствие «От сердца к сердцу»
Педагог-психолог: «Доброе утро, ребята. Я очень рада всех вас видеть. Предлагаю вам всем взяться за руки. Давайте посмотрим друг на друга и подарим друг другу улыбку. А сейчас я покажу движения, а вы попробуйте за мной повторить:
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
Педагог-психолог: Посмотрите, ребята, к вам пришёл сказочный герой. Вы его узнали? Ответы детей (Это «гадкий утёнок»). Педагог-психолог: Ребята, как все птицы относились к гадкому утёнку на птичьем дворе? (ответы детей, все обижали, толкали и ругали, даже его семья называла его некрасивым, хотели избавиться от него). Как вы думаете, почему все птицы так плохо относились к главному герою сказки? (ответы детей). Подумайте, что чувствовал гадкий утёнок, когда его отовсюду гнали, высмеивали его, называли его некрасивым, ненужным. Никто с ним не хотел играть и разговаривать (ответы детей). Далее педагог-психолог обобщает и дополняет сказанное детьми, а затем предлагает отобразить все чувства утёнка с помощью смайликов настроения.
Игра «Утёнок и его чувства»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей, закрепление схематичных изображений эмоций.
На доске, на картинке изображён «гадкий утёнок», детям предлагается прикрепить по кругу возле него все смайлики. Отражающие настроение, чувства маленького утенка (Приложение 1). Педагог-психолог: Посмотрите, утёнок оказался в круге. Что это за круг? (ответы детей) Почему он там совсем один? (ответы детей) А где все остальные герои? (ответы детей). А если бы вы оказались на месте утёнка, понравилось бы вам находиться в таком круге? Почему? (ответы детей). Ребята, а случалось ли когда-нибудь, что в группе ваши друзья относились к кому-либо также грубо и некрасиво? (ответы детей). Да, верно, случается так, что некоторые девочки и мальчики отличаются от других ребят внешне или поведением, они не умеют разговаривать, слышать или понимать нас. И случается так, что с этими мальчиками и девочками не хотят общаться, не приглашают их играть вместе с другими детьми. Прогоняя их, дразня, не принимая в свою игру, мы можем даже не задумываться о том, что же они чувствуют в таких ситуациях. Чтобы это понять, предлагаю вам поиграть. К нам пришли в гости герои-животные из разных сказок.
Упражнение «Ворона»
Цель: прочувствовать ощущения отвергнутого человека.
Ход упражнения:
1. Каждый ребёнок получает карточку с изображением животного (кошка, собака, корова, лягушка, ворона и т. д.). При этом изображения животных, кроме одного (вороны, повторяются 3-4 раза (Приложение 2).
2. «Не говоря ни слова, вы должны найти «своих», и объединиться в группу».
3. Подведение итогов. Вопросы для обсуждения:
- Как вы узнали, где ваша группа? Легко ли было найти «своих»? Почему?
- Обращаясь к «вороне»: Как ты себя чувствовал (а? Почему никто не обращал на тебя внимания? Что тебе хотелось сделать?
- Обращаясь к остальным участникам: Почему вы не обращали на него (неё) внимания? Хотели бы вы быть на месте «вороны»? Что чувствует человек, не похожий на остальных? Кто может чувствовать свою непохожесть (дети, которые плохо слышат или видят, с трудом передвигаются или не могут управлять своим поведением и т. д.? Затем педагог-психолог подводит итог, говоря о том, что люди иногда относятся к тем, кого называют особенным, с предубеждением, с опаской. Нужно понять, что нет границ для общения, нет препятствий. У каждого из нас есть что- то общее и что- то отличное друг от друга. Следующее упражнение поможет понять это.
Упражнение «Общее и разное»
Цель: развитие умения находить общее для всех и отличительное.
Дети разбиваются на пары и садятся друг против друга.
Инструкция: «Это упражнение состоит из двух частей или этапов. На первом этапе дошкольники по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: «Ты такой (такая) же, как я, у тебя.». Один из вас начинает, потом - другой, потом опять первый и т. д. На втором этапе упражнения, примерно через 5 минут после начала работы, детям предлагается по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: «Я очень отличаюсь от тебя, я.». Психолог может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение. После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Педагог-психолог: «Много одинакового вы нашли между собой?»; «А разное смогли найти?», «А чего больше в нас: разного или одинакового?». Затем педагог-психолог подводит итог, говоря, что, не смотря на то, что на первый взгляд все мы разные, у нас много общего: интересы, любимые игрушки, мультфильмы, места, в которых мы любим бывать и многое другое.
Педагог-психолог: Послушайте, какая история приключилась с ребятами на прогулке (дети с педагогом-психологом садятся полукругом на стулья, смотрят мультфильм «Про Диму»).
Педагог-психолог: Почему Дима не играл со всеми детьми? (ответы детей). Что поняла Мира, когда ближе познакомилась с Димой? (ответы детей). Если бы вы оказались на месте Миры, что бы вы сделали? (ответы детей). Далее педагог-психолог подводит итог сказанному, говоря, что помогая тому, кто нуждается в помощи, мы становимся немного волшебниками, которые помогают сделать так, чтобы добра вокруг было больше. Педагог-психолог: «Ребята, а вы хотели бы стать помощниками добра? (ответы детей). Приглашаю вас в мастерскую добрых дел. Мы с вами сделаем волшебный цветок, который будет поддерживать тех, кому одиноко и грустно, кто нуждается в помощи».
Игра «Волшебный цветок»
Цель: развитие эмпатии, развитие умения оказывать поддержку окружающим.
На мольберте с надписью «Мастерская добрых дел» (Приложение 4) на листе А3 изображён стебель без лепестков и сердцевины. Педагог-психолог раздаёт детям лепестки разных цветов. Педагог-психолог прикрепляет сердцевину, а дети прикрепляют лепестки, говоря добрые слова и слова поддержки (н-р: давай дружить, играть вместе; ты замечательный (ая, я буду рядом, у тебя все получится и т. д.). Педагог-психолог предлагает передавать этот цветок в каждую группу детского сада, чтобы все ребята были дружными, и никто не оставался без друзей.
Рефлексия «Закончи предложение»
Педагог-психолог говорит: «Ребята, наше занятие подходит к концу, предлагаю вспомнить все то, что мы с вами сегодня делали и о чём говорили. Я начну предложение, а вы продолжайте. Затем педагог-психолог передаёт игрушку-цветок поочерёдно каждому ребёнку.
Варианты предложений:
Сегодня на занятии было самое интересное…
Я понял, что…
У меня получилось…
Меня удивило…
Теперь я умею…
Оказывается, что…
Все дети…
Затем педагог-психолог вручает медали «Помощник добра» (Приложение 5) каждому ребёнку со словами: «Ребята, давайте не забывать, что мы свами помощники добра, каждый из нас может помочь, поддержать того, кому нужна помощь. И не обижать того, кто не похож на нас, потому что все дети и взрослые разные, но все мы хотим одного быть счастливыми. Дружите, общайтесь, играйте и старайтесь никогда не обходить вниманием того, кому нужна ваша поддержка и помощь.
Литература:
1. Дрик К. Д. «Межличностные отношения в группе сверстников в условиях интегрированного обучения и воспитания» / Журнал «Минская школа сегодня» № 6/2018
2. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М. : ПЕР СЭ, 2007.
3. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями / А. Н. Коноплева [и др. ]; науч. ред. Т. Л. Лещинская - Минск: НИО, 2005.
4. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. - Киев: «Лыбидь», 2009.- 192 с.
5. Специальная педагогика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др. - М. : Издательский центр «Академия». - 2000) 167с.