Галина Хощенко
Занятие психолога и логопеда для детей подготовительной группы (6–7 лет) ко Дню космонавтики
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить навыки дифференциации звуков и букв у детей.
Задачи: Научить составлять новые слова, закрепить знание букв и навыки чтения; научить плавным и ритмическим движениям под музыку, развивать внимание, логическое мышление, фонематический слух, навык звукового анализа, развить зрительную-моторную координацию; развить взаимовыручку и умение работать в группе, умение отстаивать свою точку зрения, научить адекватно, оценивать свою работу.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик «Детям о космосе»; раздаточный материал к упражнениям.
Публикация «Занятие психолога и логопеда для детей подготовительной группы (6–7 лет) ко Дню космонавтики» размещена в разделах
- День Космонавтики, 12 апреля
- День Космонавтики. Конспекты занятий, НОД к 12 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Время занятия : 30 минут.
Предварительная работа
Познакомить дошкольников с понятиями «родственные слова» и «звуки», провести беседы о космосе и Дне космонавтики.
Вводная часть
Недавно мы отмечали большой праздник ученых, исследователей и просто отважных людей. Какой это праздник? Вы готовились к празднику: читали, рисовали, делали выставки, узнали много новых слов.
Мы живем на планете под названием «Земля». Поэтому мы земляне. Если бы мы жили на Луне, нас называли бы лунатики. У нас есть друг Лунтик. Он с иной планеты, значит он инопланетянин. Предлагаю посмотреть фильм о космосе, который поможет нам узнать и запомнить много новых космических слов. Готовы?
Просмотр видеоролика о космосе. После просмотра входит Лунтик в костюме инопланетянина. Роль Лунтика играет педагог.
Педагог (Лунтик) : Здравствуйте, друзья! Вы меня узнали? Я Лунтик. Я прилетел к вам из космоса с далекой планеты, чтобы побольше о вас узнать. Целый год я наблюдал, как вы готовитесь к школе. Вы настоящие знайки. Как вы все запоминаете и не путаетесь? У меня от вашей науки в голове что-то перемешалось. Вот у меня целый чемодан вопросов. Сам я никак не справлюсь. Поможете мне разобраться?
Основная часть
Упражнение «Логическая задача»
Педагог (Лунтик) достает из чемодана графическое условие и показывает детям (на карточке изображены два инопланетянина, цветок и мяч).
Педагог-психолог : Инопланетянин в рыжем скафандре играл не с ракетой, а инопланетянин в синем скафандре играл не с мячом. С какими предметами играли инопланетяне в рыжем и синем скафандрах?
Упражнение «Геометрические примеры»
Педагог (Лунтик) раскладывает на столах карточки на которых нарисованы различные линии или фигур., которые нужно сложить или вычесть
Педагог-психолог : Займите места за столом. Перед вами лежат карточки с примерами, помогите Лунтику их решить. Сложите или вычтите фигуры на карточках и нарисуйте в свободном квадрате ответ.
Игра «Веселые гласные»
Для игры подготовлены слайды с изображениями предметов. Под картинками помещены схемы слов в виде прямоугольников. Красным квадратом обозначены на схемах по одному гласному звуку в начале, середине или конце слова. Например, для изображения «Весы» поместите красный квадрат в конце схемы на месте звука «Ы».
Учитель-логопед : Гласные звуки самые важные. Лунтик, мы тебя научим слышать и правильно определять их в словах. Ребята расскажите Лунтику, как мы определяем гласные звуки.
Предложить детям называть гласные звуки, которые показаны на схемах.
Игра «Цвет, форма, размер»
Педагог (Лунтик) : Гласные вы хорошо определяете, а как на счет формы, цвета, и размера? Не путаете?
Положите в конверт набор геометрических фигур разного цвета, размера, формы. Предложить детям вытащить по одной фигуре.
Педагог-психолог : Возьмите себе любую фигуру и двигайтесь под музыку. Как только музыка стихнет, я скажу одно из трех слов: «форма», «цвет» или «размер». Разделитесь на группы по цвету, размеру или форме ваших фигур, и поднимите их вверх.
Упражнение «Сундучок родственных слов»
Учитель-логопед : Лунтик, ты был невнимательным, когда мы на занятиях учились придумывать родственные слова.
Лунтик: А что такое родственные слова? А придумывать родственные слова весело?
Детям показать слайды с изображениями Земли, Луны, звезды и космоса. Справа от картинок помещаются схемы слов. Условные обозначения для схемы (78).Необходимо попросить детей придумать новые слова. Например, от слова «Земля» дети образуют слова: «земли», «землища», «земелюшка», «земелька», «землица», «землянин», «земледелец», «землепашец», «землевладелец», «подземелье», «землянка», «приземлиться», «земной», «земляной». Если ребенок придумал слово, которое другие дети не знают, вместе уточните, что оно значит и когда можно употреблять его.
На предыдущих занятиях необходимо научить детей образовывать родственные слова и закреплять знаковую систему обозначения слов.
Игра «Роботы и звездочки»
Лунтик: Моя шкатулка пополнилась родственными словами. А теперь я приглашаю вас принять участие в моей любимой музыкальной космической разминке «Роботы и звездочки».
Включается попеременно быстрая и медленная музыка. Под динамичную – мальчики изображают роботов, под легкую - девочки показывают звездочки.
Упражнение «Делим слова на слоги»
Лунтик: У меня есть для вас интересные картинки, но для чего они, я не знаю.
Учитель-логопед : Лунтик, наши ребята учатся не только делить слова на слоги, но и собирать из этих слогов новые слова. Поучись и ты этому вместе с нами.
Детям демонстрируется слайд с изображениями мыла, бус, дуги, щитка, ежей, костра, молока, навьюченного ослика, тысячи. Попросить детей определить первые слоги этих слов и составить из них фразу. Дети собирают фразу: «Мы – будущие космонавты».
Упражнение «Гимнастика для глаз»
Показывается детям слайд, на котором по экрану с разной скоростью движется изображение инопланетянина на космическом корабле.
Педагог-психолог : Ребята, Лунтику нужна наша помощь. Но сначала нам необходимо подготовить глаза, потренировать их. Посмотрите на экран. Видите космический корабль? Это Лунтик летит к своей планете. Вам нужно будет следить за Лунтиком одними только глазами, головы не поворачивайте.
Игра «Тайное послание»
Карточки к игре (79)
Педагог-психолог : Ребята пока мы играли пришло тайное послание. Лунтик, может это тебе? Прочти.
Лунтик: Нет, этот язык я не знаю. Наверное, письмо из соседней галактики.
Педагог-психолог : Видимо так. Ребята, давайте попробуем расшифровать письмо? В тайном послании есть ключ к расшифровке. Видите, каждому значку соответствует определенная буква. Нужно в пустые квадратики записать те буквы, которые соответствуют нарисованному значку.
Дети делятся на две команды, им раздаются карточки с заданием. Дошкольники разгадывают фразу: «Наша родина – планета Земля».
Заключительная часть
Учитель-логопед : Лунтик много знает о космосе. А какие новые слова вы сегодня услышали и запомнили? Как называются приборы для изучения космоса? Где много таких приборов? Что изучают в космосе? Кто до человека летал в космос? Где живут космонавты в космосе?
Лунтик: Ребята, вы молодцы, настоящие Знайки планеты Земля. Я хочу наградить вас медалями и пожелать успехов в школе. В добрый путь!
Лунтик уходит. На стол ставятся тарелочки с бумажными медалями, на которых обозначены оценки от единицы до пятерки. Для каждого ребенка подготовлен полный набор оценок.
Педагог-психолог : Ребята, на столах стоят тарелочки. В них оценки от единицы до пятерочки. Выберите себе оценку, но сначала подумайте и вспомните, как вы справились с заданиями Лунтика.
Когда дети выберут оценки, спросите, почему они взяли именно эти медали. Помогите каждому ребенку понять насколько он хорошо справился с заданием и правильно себя оценил.
Ритуал прощания «Я молодец»
Дети встают в круг. По очереди они кладут правую руку на тыльную сторону ладони педагога и произносят три раза фразу: «Я молодец!». Каждый раз они меняют силу голоса.