Мартюшина Наталья
Конспект занятия по окружающему миру «Поможем Лесовичку»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по окружающему миру
в подготовительной группе
«Поможем Лесовичку»
Составитель: воспитатель первой квалификационной категории
Мартюшина Наталья Николаевна.
Цель: закрепление ранее сформированных знаний у детей о живой природе.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Поможем Лесовичку“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Темочки
Задачи: образовательная – формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; воспитательная - воспитывать любовь и бережное отношение к природе, диким животным, формировать у детей умение работать в группе; развивающая - развивать речь, логическое мышление, воображение, активизи-ровать и обогащать словарный запас детей.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое, художественно – эстетиче-ское, физическое, социально – коммуникативное.
Звучит музыка. Входит воспитательница в роли жительницы леса.
- Здравствуйте дети! Я жительница леса. Хотите узнать, почему и зачем я к вам пришла? (Ответ детей) В лесу, где я живу, случилась беда - хозяин леса, Лесовичок, заболел. Ле-соичок каждый день следит за порядком в лесу и его обитателями. А сейчас, пока он бо-лен, он не может пройтись по лесу и посмотреть, все ли на своих местах, везде ли поря-док. Поэтому попросил меня это сделать. Но я боюсь, что мне одной не справиться – нуж-на ваша помощь. Поможете? (Ответ детей) Тогда в путь! А чтобы не заблудиться, Лесо-вичок дал мне путеводную карту. На ней указан маршрут, по которому мы будем передвигаться по лесу. Нам нужен командир, который будет руководить командой помощников. А его мы выберем с помощью считалочки :
Раз, два, раз, два,
Вот березка, вот трава.
Вот полянка, вот лужок -
Выходи - ка, ты, дружок.
- Ну, прежде чем отправиться, давайте вспомним правила поведения в лесу.
1. Задание «Назовите правила поведения в лесу»
• не следует забирать детенышей животных, они могут быть переносчиками очень опасных заболеваний;
• не трогайте гнезда птиц, птенцов, яйца, ведь птицы могут оказаться в опасности, вы можете привлечь внимание хищников, также никогда не уносите с собой птенцов, они не смогут выжить в неволе;
• не разрушайте муравейники, муравьи – это санитары леса, своей работой они при-носят огромную пользу;
• не ловите шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей, погубив их, вы поставите под угрозу природу;
• не вылавливайте лягушек и головастиков;
• не убивайте пауков, не рвите паутину;
• ходите в лесу только по тропинкам, не вытаптывайте растительность и почву, ведь могут пострадать травы и многие насекомые;
• не ломайте ветки кустарников и деревьев, не делайте памятных надписей на них, не отрывайте кору, не собирайте сок с берез (если не имеете нужных навыков, берегите их, не наносите вред;
• не срывайте цветы, тем более с корнем, ведь они не вырастут снова, среди них могут быть редкие, занесенные в Красную книгу, лесные цветы должны радовать своей красотой, а не вянуть в букетах;
• разрешается сбор знакомых лекарственных трав, ягод, орехов, если в лесу их много;
• никогда не пробуйте на вкус незнакомые ягоды, растения и грибы, велика вероят-ность, что они ядовиты;
• собирать съедобные грибы можно только под присмотром взрослых, ни в коем случае не вырывая их, пользуйтесь ножичком, чтобы не повредить грибницу;
• не топчите несъедобные грибы, ведь они являются едой для животных. Помните, правильное поведение в лесу – залог вашей безопасности.
(Воспитатель просит детей встать со стульев и передает путеводную карту командиру ко-манды)
- Ну, что, отправляемся в лес!
Динамическая пауза «Прогулка в лес»
В лес идем мы помогать
Будем весело шагать (маршируют)
По тропинке мы пойдем
Друг за дружкою гуськом (змейкой)
А шагая по дороге, поднимаем выше ноги.
Чтобы весело шагать, никогда не уставать!
(Звучит аудиозапись «Звуки леса)
Как красиво в осеннем лесу! Так и хочется со всеми поздороваться!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю –
Всех я вас приветствую!
(Воспитатель обращает внимание командира на маршрут, указанный на карте)
2. Задание «Собрать мусор»
Разбросан мусор (фантики от конфет, бутылочки и стаканчики от йогурта)
- Ой, ребята!
Кто же тут в лесу бывал?
Кругом мусор разбросал!
Это прям таки беда –
Делать этого нельзя!
Давайте быстро соберем,
В лесу порядок наведем!
(Задание выполняется под музыкальное сопровождение)
3. Лесная почта. Задание «Лабиринт»
- Ребята, Лесовичок просил проверить его лесную почту. (Обращает внимание детей на почтовый ящик) Давайте посмотрим, вдруг ему письмо есть. (Воспитатель достает письмо) И вправду письмо, от лесных зверей.
Послушайте что они пишут:
«Утром, рано на рассвете убежали детки в лес. Так играли, так резвились, что все зверята заблудились. Все сбились мы с пути, мы не можем их найти!»
- Ну что, ребята, давайте выручать животных. Я сейчас вам раздам карты, на которых вы укажите верный путь детенышам диких животных до их жилища. (Дети за столами вы-полняют задание - под музыкальное сопровождение)
4. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Листопад, листопад!
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные
Словно кистью расписные!
(А. Рябинка)
- Ребята, посмотрите, сколько листьев нападало с деревьев. Давайте их соберем.
(Задание выполняется под музыкальное сопровождение)
А какие деревья вы знаете? (Ответы детей). У меня для вас тоже есть задание. Я сейчас вам раздам конверты. В каждом из них лежит листок, с какого - нибудь дерева. Вам нуж-но сказать какой это листок, и с какого дерева.
Затем проводит игру «С какого дерева листок?»
- С какого дерева этот лист? (С березы). Значит этот лист, какой? (Березовый)
5. Задание «Загадки»
- Бродил по лесу старик
Бородатый Лесовик
Он собрал для вас ребятки
В сундучок свои загадки.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса).
* * *
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
* * *
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки — ни одной. (Ёж)
* * *
Всю ночь летает — мышей добывает.
А станет светло — спать летит в дупло. (Сова)
***
Этот гриб в лесу растет
Не клади его ты в рот!
Он совсем не сладкий
Крапинки на шляпке
Красный, словно помидор
Несъедобный (Мухомор)
6. Задание «Соберем грибы»
- Как раз следующее задание Лесовичка – собрать грибы. Посмотрите, на полянке выросли мухоморы и белые грибы. Какие грибы вы будите собирать, а какие нет? (Ответ детей. Затем ребята выполняют задание – собирают грибы)
7. Танец мухоморов.
- А чтоб мухоморам не было скучно оставаться одним на полянке, давайте станцуем для них танец.
8. Задание «Необычные цветы» - классификация предметов.
- Теперь нам нужно посадить необычные цветы. На лепестках этих цветов изображены растения и обитатели леса, где живет Лесовичок. Необычными их называют и потому, что они цветут во все времена года. А вы помните, какие времена года бывают? Давайте их назовем.
(Дети называют времена года, после чего выкладывают цветы на полу, на лепестках которых изображены растения и обитатели леса: деревья, цветы, грибы, насекомые, дикие животные. Перед выполнением задания детей делят на пары и каждая пара со-бирает один цветок).
9. Угощение Лесовичка.
- Спасибо, вам, ребята за проделанную работу.
И даю я всем совет
Берегите лес от бед!
Лес надежный, верный друг,
Это знают все вокруг!
(Входит Лесовичок, оглядывается по сторонам и не замечая детей обращается к жи-тельнице леса)
- Как тебе удалось сделать так быстро всю работу?
- А это мне ребята из детского сада помогли. (Жестом руки обращает внимание Лесовичка на детей)
- Ой, какие молодцы! За это я вас угощу витаминным чаем. А витаминный чай я заварил из лесных растений, в них очень много витаминов, который очень полезные для нашего организма. Я только этим чаем и вылечился. (Приглашает детей к столу. Угощает чаем.)
- Лесовичок, ребята уже устали и им пора возвращаться в их группу.
- Да я их провожу. Но сначала награжу медалями за их доброту. (Вручает медали и про-вожает в группу)
Анализ занятия
Цель занятия : закрепление ранее сформированных знаний у детей о живой природе.
Исходя из цели, весь образовательный процесс построен на ранее полученной информации детьми. При достижении поставленной цели решаются следующие педагогические задачи: об-разовательная, воспитательная, развивающая, содержанием которых является: формирование системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, диким животным, формировать у детей умение работать в группе; развивать речь, логическое мышление, воображение, активизировать и обогащать словарный запас детей.
А достижению поставленной цели и решению задач способствует применение образовательных областей в их совокупности.
Творческий подход в подготовке к занятию и подборе материала помог мне на протяжении всего образовательного процесса формировать и сохранять мотивацию у детей к деятельности.
Чтобы подвести детей к теме началом занятия послужила ситуативная беседа о том, кто пришел к детям, откуда, с какой целью, кто же такой Лесовичок и чем он занимается.
Далее дети выполняли задания и упражнения, которые способствуют их всестороннему развитию.
Так, например, динамическая пауза «Прогулка в лес» и «Танец мухоморов», в процессе которых дети выполняли движения, способствующие развитию двигательной активности, умений ориен-тироваться в пространстве.
Такие задания как «Назовите правила поведения в лесу», «Соберите мусор» формируют у детей понятие о бережном отношении к природе.
Дидактическая игра «Необычные цветы», «С какого дерева листок?», «Соберем грибы» закрепляет знание и умение группировать предметы по их назначению (или по другим каким – либо при-знакам).
Загадки же способствуют тренировке и развитию интеллекта дошкольников, а так же их нравст-венному и эстетическому воспитанию. Помогают активизировать словарный запас.
Задание «Лабиринт» развивают логическое мышление и зрительное восприятие.
Заключительной частью занятия были чаепитие, поощрение, у которых тоже была цель – формирование навыков культуры, понятия у детей о том, что за оказанную помощь нужно проявлять знаки благодарности.
В образовательном процессе были использованы новые технологии в работе с детьми такие как: квест – командная игра (переход команды от одного этапа к другому; кейс – технология - задание в конвертах; социо – игровая технология - выполнение задание подгруппой детей (задание «По-сади цветы»).