Ирина Родионова
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Помощники деда Буквоеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить соотносить звук и букву.
Задачи:
Учить анализу слышимых звуков
Развивать звуковой анализ и синтез слов (от простых форм к сложным); слуховое внимание.
Закреплять понятие «звук».
Воспитывать активность и желание помочь.
Оборудование: картинка деда Буквоеда, картинка ветра-озорника, письмо, тетради, карандаши, звуковые символы, картинки разрезных букв, призы.
Ход образовательной деятельности
Логопед: отгадайте загадку.
То по лесу кружит,
То во поле свистит,
Но мы не видали,
Каков он на вид.
Ответы детей.
Публикация «Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста „Помощники деда Буквоеда“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Выставляется картинка, где ветер озорник сдувает буквы.
Логопед:
Ох, он ветер озорник,
Дверь открыл и прямо прыг,
Прыг на полку, на диван,
На палас, на шкаф, баян.
Закружился, разозлился,
Дунул в азбуку разок,
Дунул в азбуку другой,
Ни осталось в алфавите
Только знаки удержались,
Они ветру не поддались.
Думают они:
Как же буквы нам спасти?
Побежали к деду,
Деду Буквоеду,
Чтоб вернул им буквы,
Азбуку учить.
И подумал дед седой,
Помогу-ка им игрой.
Задание буду им давать.
Если будут отвечать,
Тогда буквы им верну,
Да подарки подарю.
А подарки не простые,
Буквы будут озорные
Детям в школе помогать
Чтоб учились все на пять. Родионова И. В.
Логопед: ребята согласны выполнять все задания дедушки.
Дети: да.
Логопед: тогда первое испытание.
Игра «Как ты догадался?»
Прослушайте внимательно. О каком явлении говорится в стихотворении? Что вам помогло отгадать? Назовите слова-действия, которые относятся к этому явлению. (ветру)Вспомните, какие действия он выполняет в загадке?
1. Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
2. В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
3. Притихнет, умчится
Примчится опять.
То вздумает по морю
Волны гонять (Н. Найденов)
Ответы детей.
Логопед: молодцы ребята, понравилось ветерку как вы отвечали, и оставил он для вас письмецо.
«В давние-давние времена люди не умели говорить. Они жили в пешерах, иногда спали на деревьях, не умели разводить огонь, строить жилище, обороняться от хищников, охотиться на диких животных. Но самые внимательные из людей заметили, что животные и птицы, даже деревья и травы издают звуки – сигналы. Сигналами они предупреждали друг друга об опасности, сообщали о пище. Подумайте, какие звуки они могли слышать?
Логопед читает, а дети добавляют звуки.
Тигры рычали: «Р-р-р-р!»
Змеи шипели: «Ш-ш-ш-ш-ш!»
Комары звенели: «З-з-з-з!»
Жуки и мухи жужжали: «Ж-ж-ж-!»
Волки выли: «У-у-у-у-у!»
Птички пищали: «Пи-пи-пи-пи-пи!»
Логопед: это были маленькие помощники Речи – звуки. Люди сначала внимательно слушали, а потом научились произносить.
У вас на столах кружочки. Ими мы будем обозначать разные речевые звуки.
Игра «Зазвучи кружочек».
Прикасаясь пальцами к кружочкам, кружки «звучат».
Что мы слышим?
Что произносим?
Какой обозначаем звук?
Что обозначает кружок?
Произнеси первый звук своего имени.
Логопед:
Подобрел наш дед седой
Решил проверить третьей игрой.
Игра «Изменялки».
Почему изменилось слово? Какая буква помогла в этом? Охарактеризуйте её?
Газ - глаз сон - стон
Лен – клен ноты - коты
Анна – ванна рис - ирис
Ужи – лужи игры – тигры
Логопед: ребята, ветер-озорник, не только азбуке навредил, но еще и намусорил. Предлагаю вам физкультминутку «Дворник».
Подметаю я свой двор, (движения метлой)
Собираю в кучу сор. (движения руками)
Понемножку, понемножку
Всю я вычищу дорожку. (на корточках щипать траву)
Будут все меня хвалить, (широкий жест руками)
«Молодец!» мне говорить. (гладить себя по голове)
Дед Буквоед:
А вот и трудное задание,
Его скорей исполни ты.
Тогда уж точно на прощанье,
Верну вам буквы, дам призы.
Игра «Сам придумай».
•Подбери семь слов, каждое из которых состоит из четырех букв.
•Подбери два слова со звуком (а) в начале и середине слова.
•Подбери три слова из трех букв и запиши их. Выдели гласные красным цветом.
Дед Буквоед: а теперь напомни деду,
Как сложить мне букву эту.
Игра «Сложи букву».
Каждому ребенку раздается по одной-две карточки с изученными буквами, разрезанными по вертикали.
Задание: сложи букву, назови букву, придумай слово с этой буквой.
Дед Буквоед: а еще мне помогите,
Вы на ощупь определите.
Что за образ такой,
Под твоею рукой.
Игра «Узнай букву».
У ребенка завязаны глаза. Узнавание буквы, наклеенной на картоне из бархатной бумаги. И второй вариант: узнавание буквы, написанной на спине соседом по парте.
Логопед: молодцы ребята,
Справились с заданием.
Получите буквы вы,
А еще дедовы призы.
Итог образовательной деятельности. С какими заданиями вы сегодня справились, а какие для вас были трудными?