анастасия аверкиева
Занятие по экспериментированию в средней группе «Волшебные стеклышки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экспериментированию : Волшебные стеклышки
Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения – лупой, микроскопом; объяснить для чего они нужны человеку.
Материалы: лупы разных размеров, микроскопы, разноцветные стеклышки, семена фруктов, овощей, листья деревьев, крыло мухи.
Ход:
I часть. Знакомство с увеличительными приборами
Публикация «Занятие по экспериментированию в средней группе „Волшебные стеклышки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
(1 слайд.) Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе, чем это видно глазами. Стекло люди научились делать очень давно. Сначало они были мутноваты (дать рассмотреть цветные стеклышки, показать, что в них плохо видно, дать рассмотреть детям рассмотреть по очереди предметы через цветные стеклышки.). Тогда они заменяли стекло камнем – горным хрусталем. Да, не удивляйтесь, камень шлифовали, и он становился прозрачным. Из него получалось круглое стеклышко – линза. А позднее линзы научились делать из стекла. (2 слайд.) Сначала появилась лупа. Тогда ученые смогли увидеть то, что не могли разглядеть раньше: усики, глазки, крылья насекомых, строение цветка и многое другое.
(Предложить детям рассмотреть в лупу, то, что им хочется, какими видятся предметы в лупу.)
Дети рассматривают (зарисовка, что больше запомнилось и понравилось после занятия).
(3 слайд.) Вслед за лупой, стали появляться и другие увеличительные приборы, такие как: бинокль, Ребята, что мы можем рассмотреть в бинокль?
Ответы детей. (4 слайд.) Ребята, а что мы можем рассмотреть в телескоп?
После этих увеличительных приборов, появился микроскоп! Прибор, который очень полезен в науке. (5 слайд.)
Воспитатель: Послушайте ребята стихотворение.
В микроскоп ученый смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки-
Весь в работе, весь в науке.
В: Ребята, про кого говорится в этом стихотворении? (про ученого)
В: Сегодня я предлагаю вам стать учеными и открыть лабораторию. Вы согласны? (да)
Ребята, посмотрите на экран, на экране показан микроскоп! А как вы думаете, для чего он нужен?
Ответы Детей.
Воспитатель - Какие молодцы, верно! А теперь посмотрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм состоит из многих частей.
(6 слайд.) Объектив - самая важная часть микроскопа! Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.
Линзы бывают разной силы, или мощности. Слабые линзы увеличивают предмет совсем немного, а сильные - очень хорошо, так хорошо, что видно буквально все! Даже микробы! А они, как вы уже знаете, нашим глазкам совсем не видны.
Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком. Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.
- Давайте покажем окуляр с помощью наших ладошек (соединить ладонь в круг и посмотреть сквозь него).
3) Посмотрите, эта часть микроскопа называется - тубус! На что он похож? Верно, на трубку! Тубус – это полая, то есть пустая трубка, которая соединяет объектив и окуляр между собой на определенном расстоянии и под определенным углом, таким, чтобы было удобно рассматривать предметы под микроскопом!
- ТУБУС - это тоннель, который помогает окуляру и объективу дружить! Мы с вами тоже можем его показать! (сделать из обоих ладоней трубки, и соединить их под углом –получился окуляр и тубус)
4) Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.
- Как мы можем показать предметный столик? Верно, с помощью прямой ладошки.
5) Отражающее зеркало – это специальное зеркало, которое используют для освещения рассматриваемого предмета. Это необычное зеркало, оно не похоже на зеркала, которые есть у каждого из нас дома. Отражающее зеркало собирает лучики света, которые исходят от лампы, окна и направляет их на рассматриваемый нами предмет, освещая его.
6) Посмотрите на тубус. На его спинке спряталась еще одна важная часть микроскопа – фокусировочный механизм! (повторить название по слогам) Сложное название, не правда ли? А сейчас повторим его название вместе! ФО-КУ-СИ-РО-ВОЧ-НЫЙ МЕ-ХА-НИ-ЗМ! Мы будем называть его просто – фокусник! Этот механизм и в правду умеет показывать фокусы! Посмотришь в окуляр на капельку, а ее совсем не видно. Вот тогда и приходит на помощь фокусник или винты. Нужно только немного покрутить ручку, и капелька станет видна.
Что можно рассмотреть под микроскопом еще? (слайд 7)
Слайд № 8: пыль, волос, нос комара. Эти объекты увеличены в миллионы раз специальным цифровым микроскопом, мы же сегодня работаем с оптическим микроскопом, который работает на батарейках. Основная задача этого микроскопа - показать объект в увеличенном виде.
(Дать рассмотреть детям в микроскоп предметы)
Физкультминутка.
Мы с вами выяснили, что лупа появилась раньше, а микроскоп позже. В лупе одно стеклышко, а если взять 2 - 3 стеклышка, они станут увеличивать сильнее.
Если ученому нужно, что - то разглядеть под микроскопом, он берет стеклышко, кладет на него объект изучения. Кладет стеклышко на столик, прижимает глаз к верхнему концу трубки – окуляру, зажигает рядом настольную лампу и начинает поворачивать зеркальце. Когда луч света от лампы осветит объект, ученый его увидит. Что он увидит? Посмотрите сами. Перед вами лист клена в увеличенном во много раз размере.
(Слайд 9)
Листья – это нос дерева. У них есть 2 основные функции: поглощение солнечных лучей, углекислого газа и кислорода. Возьмем хороший зеленый листик клена. Отрежем от него небольшой кусочек. Поместим этот кусочек на пластину, закрепим ее на подставке, будем использовать прямое освещение.
Лист имеет простую структуру. Он состоит из черенка, который отходит от ствола дерева или веточки. Жилки являются скелетом растения. Листовая платина – основная ткань листа. С каждой стороны листа находятся клетки 2 типов, которые отвечают за обе функции. Снаружи есть хлоропласты, которые отвечают за захват солнечного света. На внутренней стороне есть устьица, которые поглощают углекислый газ днем, а кислород ночью.
(слайд 10) Почему листья зеленые? Хлорофилл – это зеленый пигмент листочка. Это что-то вроде «крови» листа. Осенью лист покраснеет или пожелтеет, так как содержание хлорофилла уменьшится.
Заключение. Что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей)
Исследуя разные объекты под микроскопом, человек познает природу самой жизни.
Научились пользоваться оптическим микроскопом – прибором для получения увеличенных изображений объектов, невидимых невооружённым глазом. Узнали, из чего он состоит и как с ним работать. Провели несколько экспериментов по исследованию увеличенных объектов. Действительно, увлекательное это занятие — рассматривать что-либо в микроскоп.